НЕЗАМЕТНЫЕ ЛИДЕРЫ. Герман Саймон. Скрытые чемпионы

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип

Герман Саймон. Скрытые чемпионы — М.: Дело, 2005 —  288 с.

Ведомости 05.12.2006, №229 (1756)

НЕЗАМЕТНЫЕ ЛИДЕРЫ

Профессор Лондонской школы экономики Герман Саймон посвятил более 20 лет изучению деятельности малых и средних фирм мирового класса. И пришел к выводу, что “в тени кричащих заголовков о сенсационных успехах и инновационных прорывах находится совершенно незамеченный источник управленческой мудрости”.

Саймон не отбирает лавры у первооткрывателей этого явления. В книге есть ссылки на Портера, открывшего немецкую фирму Heidelberger Druckmaschinen — мирового лидера по производству печатных машин и еще ряд фирм такого же уровня; на Питерса, назвавшего такие компании “могущественными карликами”. Суть не в этом, Саймону действительно удалось впервые провести исследование “скрытых чемпионов” на национальном уровне (на примере Германии) и выявить их в мировом масштабе.

В отличие от американских гуру менеджмента, с первых страниц проясняющих свою методологию, лондонский профессор поместил свой научный инструментарий в конце книги, зато каждый читатель, ознакомившись с многочисленными примерами лидеров бизнеса, может и свою компанию оценить с помощью трех кругов чемпионов бизнеса, по Саймону. В ядре таких фирм, по версии профессора, находится сильное руководство, “ставящее честолюбивые цели, которые со своей стороны определяют и направляют внутренние компетенции фирмы”. Во внутренний круг он поместил “тщательно подобранный и мотивированный персонал, непрерывные инновации в продукте и сервисе, а также расчет на собственные сильные стороны”. В наружном круге оказались “узкий рыночный фокус (в продукте/технологии/применении), близость к клиенту, четкие конкурентные преимущества” и глобальная ориентация.

Оценив свою компанию, стоит приступить и к анализу ядра, где находится самый яркий отличительный признак “скрытых чемпионов” — их руководители. По мнению Саймона, у них есть одна общая черта: они “одержимы огромной энергией и энтузиазмом, которые движут их компании вперед”. Кстати, выявленные им пять качеств руководителей “скрытых чемпионов” в чем-то похожи на концепцию руководителей пятого уровня по версии Джима Коллинза: они включают в себя единство личности и задачи; исключительную целеустремленность; отсутствие страха; жизненный оптимизм и энергию, а также способность воодушевлять других. Однако на деле все они не только руководители, но и владельцы компаний: 76,5% фирм, выявленных Саймоном, — семейные предприятия, действующие практически во всех отраслях экономики.

Еще одна отличительная черта таких компаний — их возраст. Самая старшая фирма-чемпион основана в 1753 г., а 7,6% “скрытых чемпионов” старше 150 лет. Философию долгожительства профессор обнаружил, в частности, у компании Villeroy & Boch, мирового лидера по производству кафеля и одного из трех ведущих производителей керамической посуды, и описал со слов руководителей так: “Мы всегда были не за быстрый успех, а за долгосрочные результаты. Мы всегда хотели быть в числе крупнейших предприятий на нашем рынке, в идеале — самыми крупными”.

Однако эти крупные игроки отраслей не так велики, как лидеры мирового бизнеса: типичный “скрытый чемпион”, по мнению исследователя, — фирма со средним годовым оборотом в $130 млн. Как правило, они расположены не в городах, а в сельской местности и не испытывают проблем с кадрами. Впрочем, как и с клиентами, которых стремятся обслуживать по высшему классу. Например, доктор Вольфган Пинеггер, президент фирмы Brukner, мирового лидера в производстве машин для изготовления упаковочной пленки, объясняет это так: “Нашим людям нельзя рассчитывать на нормальный 8-часовой рабочий день. Мы должны быть более гибки и быстры. Мы должны, например, часто выезжать в командировки по выходным. Люди, остающиеся с нами, не настаивают на жесткой рабочей неделе с понедельника по пятницу. Мы требуем очень много. Но и предлагаем больше — не только в оплате труда”. Кстати, типичным примером такой фирмы можно назвать Baader, лидера на мировом рынке машин для разделки рыбы (доля рынка            стремится к 90%). Стоило в 1992 г. Владивостоку стать открытым городом, как через год фирма создала в нем свой филиал.

Отечественным чиновникам, озабоченным развитием инновационного потенциала России, стоит, опираясь на труд Саймона, напомнить, что правительство Германии не вкладывает средства в развитие таких фирм, зато создает экономическую среду, где одни “скрытые чемпионы” взращивают других “скрытых чемпионов”. В основе этого роста лежат технологии (“70,6% фирм оценили технологический уровень своего продукта выше среднего”) — важнейшие конкурентные преимущества, позволяющие фирмам удерживать глобальное рыночное лидерство.

Вряд ли все читатели решатся стать “скрытыми чемпионами”, как Виктор Дульгер, основатель фирмы Prominent Dosertechnik, ведущего в мире производителя дозирующих насосов. Решив победить всех конкурентов, он назвал свои насосы Prominent — “выдающиеся” и действительно стал лидером рынка. Но, уверен, каждый из них задумается о том, как стать лидером.

ЦЕННЫЕ МЫСЛИ

О скрытых чемпионах
Многие из этих фирм имеют долю на мировом рынке 70-90 %, которую могут достичь лишь отдельные крупные многонациональные фирмы. И многие из этих «скрытых чемпионов» вышли на мировой рынок задолго до того, как выкристаллизовалось понятие «глобализация».
О технологиях
Технология есть, вероятно, единственный и важнейший фактор, определяющий конкурентные преимущества и глобальное рыночное лидерство «скрытых чемпионов».
Об основателях
«Скрытые чемпионы» создаются и управляются предпринимателями. Мотивация здесь является одним из главных свойств предпринимательства. Не может быть никаких сомнений в том, что экономическая среда в этом отношении оказывала и оказывает сильное влияние на «скрытых чемпионов». Одни «скрытые чемпионы» взращивают других «скрытых чемпионов».
О целях бизнеса
Для большинства «скрытых чемпионов» цель – стать лидером на рынке или в идеале даже лидером мирового рынка – является началом и основой успеха.

ОБ АВТОРЕ

Герман Саймон (Hermann Simon) — председатель правления «Саймон, Кухер энд партнерс стрэтэджи энд маркетинг консалтенс» в Бонне (Германия) и Кембридж (Массачусетс).


Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Error: Access Token is not valid or has expired. Feed will not update.
This error message is only visible to WordPress admins

There's an issue with the Instagram Access Token that you are using. Please obtain a new Access Token on the plugin's Settings page.
If you continue to have an issue with your Access Token then please see this FAQ for more information.

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2018 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.