ГАРМОНИЯ И КОНТРОЛЬ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Отчеты об открытых лекциях

Норицугу УэмураЗачем нам в России знать бизнес в японской традиции, когда бизнес по-русски, знакомый всем приставкой экс (ну, кто не знает, в чем секрет бизнеса – экс-министра, экс-мэра или экс-ректора?), никак не меняется? Затем, что в Россию пришли зарубежные компании, живущие по своим правилам. Норицугу Уэмура — СЕО Mitsubishi Electric Europe B.V. , прочитал 12 марта 2013 года открытую лекцию о японском бизнесе и ответил на лавину вопросов, специально уточнив, что лучшие управленцы в мире – выпускники технических университетов, получившие хорошие знания в области менеджмента.

Открытая лекция Норицугу Уэмура в большой физической аудитории университета началась с приветствия профессора Сергея Фалько, заведующего кафедрой Экономика и организация производства и руководителя НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации». Он отметил, что встреча с руководством Mitsubishi Electric в физической аудитории символична не только из-за семантической схожести названий, но еще из-за того, что студентам и преподавателям ведущего российского технического университета чрезвычайно интересно узнать из первых рук как реально функционирует одна из крупнейших японских компаний, как она приспосабливается в быстротекущему международному бизнесу и насколько важны знания в области экономики и организации производства в области инженерного бизнеса.

[widgetkit id=998]

Норицугу Уэмура начал лекцию с пояснения: в последнее время он крайне редко посещает вузы, но, увидев доску, исписанную мелом бесчисленными формулами, осознал, что действительно находится в техническом университете. Сам он закончил университет в далеком 1980 году и всю свою жизнь связал с компанией, главный офис которой находится на улице Гинза — главной улице Токио. Слайды с прекрасными изображениями природы страны Восходящего солнца и храмов, традиционной свадебной церемонии, сменялись суетой городов и скоростными поездами, посвистывающими между станциями с невиданной для нас скоростью в 500 км в час.

«Я уверен, что каждый из вас считает Японию передовой в техническом смысле страной, — перешел к главной теме Уэмура и стал неспешно, но красочно описывать истоки японской деловой этики и причины уважительного отношения к технике. Как-то незаметно он прервал слайды и перешел к примерам из японского бизнеса. Сначала от первого лица пояснил, как трудно было попасть в компанию и найти в ней свое место: он начал работать в отделе маркетинга, и лишь через 16 лет, после многочисленных «прошений», его перевели в США. Там он провел целый год, и, по возвращении домой, его не покидало ощущение, что он находится в «тюрьме». Вскоре он попал в Германию и уже в Европе повидал много стран со своей культурой, приобретя неоценимый опыт межкультурной коммуникации. По его мнению, все крупные компании, как японские, так и российские, и зарубежные, обладают схожими бюрократическими недостатками: «повсюду бумаги, бумаги, бумаги…».  Но в Японии, и в частности, в Mitsubishi Electric, действует система «пожизненного найма», сам Уэмура работает в компании уже 32 года. Как бы предугадывая вопросы по этой непонятной для России теме, он сказал: «Я всегда говорю, что главное достоинство японской компании — в их сотрудниках».

Организаторы лекции обязательно опубликуют как саму открытую лекцию, так и ответы на многочисленные вопросы. Я, например, запомнил вопрос гостя из МАИ о разработках Mitsubishi Electric в области космических технологий. Запомнил, кстати, вот почему. Алена Блинова, менеджер по корпоративным коммуникациям компании, блестяще переводя речь своего патрона, после его фразы о том, что на прошлой неделе у него был ланч с японским космонавтом («I had a lunch with a Japan austranaut»), сначала сказала  — ланч был с японским астрономом, а потом поправилась и добавила, что ланч с космонавтом, и пояснила, что компания и в этой области славится пионерскими разработками: например, именно она разработала систему управления непилотируемым кораблем для МКС, опередив ученых NASA, и теперь, используя такую технологию, можно осуществлять транспортировку грузов в космосе без космонавтов.

На вопрос о том, что компания продвигает в России, последовал ответ, что компания предлагает клиентам системы кондиционирования воздуха, широкий спектр оборудования промышленной автоматизации, а также мультимедийные проекторы (LCD и DLP-проекторы для офисов, учебных аудиторий, переговорных комнат, конференц-залов и т.д.); проекционные кубы; продукцию систем безопасности и видеонаблюдения; новейшие фотосистемы; фотопринтеры и медицинские видеопринтеры; силовые полупроводниковые приборы, ВЧ и СВЧ компоненты, оптоэлектронику, TFT-LCD модули.

Как достигается высокое качество продуктов? Такой вопрос так же не остался без ответа. Норицугу Уэмура пояснил, что с целью повышения эффективности производства и минимизации производственных издержек в компании используется традиционный японский метод «Kaidzen» (концепция постепенного, непрерывного улучшения), а также методика «Just-in-time» («точно в срок») (полная синхронизация поставок с процессами производства и реализации). В рамках этих методов постоянно модернизируются процессы, происходящие в компании, в том числе процесс производства, причем Mitsubishi Electric применяет собственные разработки для сокращения затрат электроэнергии, воды и материалов. Кроме того, компания пропагандирует и реализует концепцию безотходного производства.

Надо ли говорить о том, что такой подход к бизнесу необходим не только самой компании, но и всей Японии, и даже всему миру. Свою позицию по этому вопросу Норицугу Уэмура однажды высказался так:

Бизнес есть бизнес, но он должен приносить пользу обществу. Наша цель — это создание качественных продуктов, которые вносят вклад в развитие общества. Если продукт создает проблему в обществе, это недопустимо. Так что первая вещь — это приносить пользу обществу, предоставляя соответствующие технологии и продукты. Во-вторых, и это основано на первом пункте, мы должны получать доход для продолжения нашей работы, а наша работа — приносить пользу обществу. Таковы ценности компании.

Напомню всем, что это мнение созвучно высказыванию легенды японского бизнеса Сибусавы Эйити, который в 1886 году на всех своих фабриках первым в мире ввел электричество:

Как следует понимать такую вещь как предпринимательство? Само собой разумеется, что те, кто занимается торговлей и промышленным производством, стремятся к обогащению. Если от прироста продукции торгового или промышленного предприятия не будет прока, то такое предприятие становится бессмысленным, а так же утрачивает свою общественную пользу. Однако если человек,  стремящийся к обогащению, преследует только собственную выгоду и остальные, говоря, что все средства хороши, заботятся о наживе, то как возможно совмещение этих целей?… Я думаю, что если погоня за выгодой не будет иметь в своей основе нравственных принципов человеколюбия и долга, то она определенно не может продолжаться долго… Работать ради личной выгоды естественно, но если при этом недостает человеколюбия и справедливости, тогда то, что называется работой, постепенно придет в упадок.

Норицугу Уэмура довольно часто, говоря о японской деловой этике, использовал слово ГАРМОНИЯ. И как-то непривычно для нашего уха звучали пояснения, что в компании нет жестких должностных инструкций, в которых все расписано до мелочей, что пространство для творчества и личного развития существует для любого сотрудника, вне зависимости от возраста и пола. Как руководитель, он постоянно наблюдает за работой сотрудников, стараясь глубже понять своих работников: какими навыками они обладают, каков их характер. При формировании команд, по его мнению, следует создавать условия для максимального применения сильных сторон и навыков сотрудников. Это важно для того, чтобы все они осознавали вклад в общее дело коллег по команде. Ведь в компании действует система «пожизненного найма», которая, в конечном итоге, нацелена на то, чтобы всем сотрудникам создать множество возможностей расширить сферы деятельности.

В одном из своих интервью Норицугу Уэмура дал развернутое определение такой системы. «Система «пожизненной занятости» максимизирует персональные качества каждого сотрудника, а значит, и всей команды, — пояснил он. — Таким образом, инвестиции в сотрудников – это инвестиции в будущее компании. Стоит также отметить, что система пожизненной занятости обеспечивает процесс эффективного делегирования – то, чего не хватает многим компаниям в России. Каждый менеджер наделен определенными полномочиями и имеет обязательства перед компанией, несет ответственность за принятие решений. Правильные и эффективные решения – залог успешного бизнеса». Но и в этой системе доверия и гармонии присутствует контроль как функция управления. Норицугу Уэмура по просьбе Сергея Фалько написал мелом на доске иероглифы, обозначающие слово «контроллинг».

Последнее слово высокого гостя касалось летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР 2013. Норицугу Уэмура заверил всех, что Mitsubishi Electric с удовольствием примет участие в организации и проведении школы, что компания поддерживает такое начинание университета. Общение после лекции часто завершалось совместным фото с высоким гостем, Татьяна Лапушкина, например, наверняка опубликует её в сети. Пусть не все осознали, что такое бизнес в японской традиции. Для тех, кто хочет разобраться в этом непростом вопросе, рекомендую воспоминания японских предпринимателей. Коносуке Мацусита, например, писал так: «В менеджменте нет волшебства, он не построен на манипуляциях. Хороший менеджер хочет лишь порядка и справедливости, он всегда стремится завоевать доверие других. Менеджмент силен только тогда, когда опирается на два столпа – правду и доверие». У Mitsubishi Electric складываются хорошие отношения с МГТУ им. Н.Э. Баумана, и пусть эти два столпа из японской деловой культуры создадут новые возможности для России и Японии, для всех, кто строит новое счастливое будущее.


Теги:, , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Комментарии(2)

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности