FORD MOTOR COMPANY&BRAVO MOTORS

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Интервью с Клиподелом, Новости КЛИП

на площади дворцаГенри Форд на 12-летие получил в подарок карманные часы, разобрался в их устройстве и вскоре, обходя окрестных жителей, брал их часы в починку. Подрабатывая на том, Генри к 15 годам полностью овладел ремеслом часовщика, причем совершенно самостоятельно. У Константина Артемьева, основателе компании  «Браво Моторс», в 10 лет появился недокомпьютер – это была советская вариация на тему Спектрума, а в 13-ть мама купила ему нормальный компьютер. Так он стал осваивать современную технику – писал свои компьютерные игры, простенькие сначала. «К 15 годам уже трехмерные компьютерные игры делал, — рассказывал он мне, уплетая щи со сметаной в столовой университета, — Сначала один, а потом с друзьями. Но это так и осталось хобби». Так текла неторопливая беседа 29 мая, где я больше слушал, изредка вставляя вопросы.

Кто на вас в детстве повлиял, кроме родителей, какие были интересы?

Родился я в Астрахани, всю жизнь живу в Астрахани и думаю, что в детстве на меня повлияли именно родители. С 5 лет мама с бабушкой очень хотели, чтобы я знал английский язык и отдали меня в некое заведение при бывшем дворце пионеров, где была подготовительная группа. Благодаря этому я рано приобщился к международной литературе, в том числе и к технической, могу найти нужные публикации не только на русском языке, но и на английском. За это надо еще раз сказать спасибо бабушке и маме. Дедушка у меня был строителем, в конце карьеры возглавлял строительно-монтажное управление, и, естественно, он мне очень много рассказывал по строительство и вообще по технику. Технарская жилка, которая во мне есть, наверное, от деда.

Потом у вас ,как и у большинства детей началась школа, а как там обстояло дело с техникой?

Техникой я увлекался всегда. В школе паял какие-то радиоприемники, делал простенькие схемы. В 10 лет у меня появился первый, можно сказать. недокомпьютер – это была советская вариация на тему Спектрума. Что-то программировал на бейсике, мне это очень нравилось, в 13 лет появился нормальный компьютер по тем временам, его мама купила. Стал осваивать современную технику – мне сразу понравилось программирование, писал свои компьютерные игры, простенькие сначала. К 15 годам уже трехмерные компьютерные игры делал. Сначала один, а потом с друзьями. Но это так и осталось хобби. В 13 лет стал работать удаленно на журнал московский Игромания, который пишет про компьютерные игры. Писал статьи, вел несколько рубрик. Потом писал в Компьютерру, в Домашний компьютер. Этим занимался года четыре. Параллельно с другими увлечениями.

Вы писали за гонорары?

За гонорар. Это была вполне себе работа.

Сколько вам платили за знак?

Ой, я не помню, по моим потребностям, которые у меня были в 13 лет, хватало на жизнь. Даже выше крыши.

Вас кто-нибудь подтолкнул к этому?

Что-то писать я пробовал до этого. Не могу вспомнить, почему мне захотелось это попробовать. Я написал главному редактору Игромании и попросил разрешения попробовать. Он написал: попробуй. Вот я и попробовал. Написал, отправил. Получил ответ: нормально, пиши дальше!

Хорошо. А что дальше?

На втором курсе университета с друзьями задумались о том, что бы сделать для бизнеса? Чтобы на этом можно было зарабатывать деньги.

Почему на втором? Уже сложилась команда?

Нет, просто пришло понимание, вот мы учимся в университете, а что дальше? Чем потом заниматься? Мне почему-то хотелось, чтобы было собственное дело, собственный проект. Я этим вдохновил еще несколько людей. Первые несколько программ, которые мы писали, уже не просто для удовольствия как в компьютерных играх, а целенаправленно, чтобы попытаться их как-то продавать, они, естественно, ничем не закончились, т.е. провалились полностью. Потому что опыта было мало. Опыт достигается путем проб и ошибок. Для одного из программных продуктов мы неправильно выбрали нишу и целевую аудиторию – сделали программу, которая никому не нужна оказалась. В каком-то месте сделали программу, которая нужна определенному кругу людей, но недостаточно были готовы функционально. Где-то через полтора года после начала этих попыток одна из наших программ реально стала продаваться. Так как я прекрасно понимал, что в России рынка софта на тот момент не было, да и сейчас он не очень хорошо сформирован, потому что люди чаще воруют, чем покупают, мы изначально все наши программы делали на английском языке и продвигали через интернет на западную аудиторию.

Кто предложил эту идею?

Моя была идея. Среди людей нашей команды я лучше всех знал английский язык, понимал, что там люди хотя бы склонны платить деньги за труд. Сделали несколько сайтов, как раз тогда была эпидемия, паника по поводу приватной информации в Америке. Там стали очень интересоваться тем, какие компании используют персональные данные и мы написали программу, которая может это контролировать. Она начала продаваться уже нормально. Далее, мы добавляли новые программы, сначала это был не функциональный антивирус, это очень сложная задача, а решение определенной компьютерной проблемы. Она пользовалась спросом. Потом далее наращивали… через три года после того, как я это начал…

Вы поняли, что путь тупиковый?

Нет, почему тупиковый? Продажи росли потихоньку. В команду добавлялись люди. На 4 курсе арендовал помещение, люди стали не по домам работать, а в офисе, стали получать зарплату. На текущий момент у меня этот проект дает денежные ресурсы для того, чтобы я мог их вкладывать в другие проекты. Так что это направление никуда не делось.

Итак, это один их бизнесов. А что еще есть в Вашей копилке?   

Это самостоятельный бизнес, в рамках которого существует несколько продуктов. Он продолжает развиваться как резидент Сколково. Года три назад я всерьез заинтересовался тематикой электромобилей. Гибриды – это своеобразный переходный этап, это компромисс. В конце концов, прогресс в аккумуляторных батареях дойдет до такого уровня, когда гибриды станут не нужны. Стал смотреть рынок.

А как вы посмотрели на рынок?  Что читали?

Интернет. В интернете есть все. Тогда еще серийных электромобилей на рынке не было, но были планы: планировался выход Mitsubishi i-MiEV! , который сейчас уже продается вовсю; планировался выпуск Nissan LEAF. Все больше и больше производителей смотрели  в этом направлении.

Сначала был грандиозный план – сделать легковой электромобиль! (смеется) Что-то типа Мицубиси. Я даже пытался под это дело найти инвесторов, но безуспешно. Потом переоценил свои силы. Понял, что автомобильное производство, производство легкового автомобиля – это колоссальный проект (опять смеется), его без нормальных ресурсов потянуть нельзя, Я спросил себя: а что мы можем сделать?

Это мы сделать не можем. Какие есть проблемы вообще? Проблемы аккумуляторов. На одном из форумов, посвященных электромобилям, нашел старые советские статьи восстановлению аккумуляторов. Все схемы и разработки, которые там приводились, были очень примитивными и выполнены на том уровне техники, который тогда существовал в Советском Союзе. Так как я сам программист и в микроэлектронике немного разбираюсь, понимал, что на современной элементной базе это можно сделать гораздо лучше и это действительно будет работать. Возникла идея сделать устройство, которое могло бы продлить срок службы аккумуляторной батареи в электромобиле. Свинцово-кислотные аккумуляторы используются в автопогрузчиках, в гольфкарах – утилитарная электротехника. Сделали опытный образец интеллектуального зарядного устройства, потом поняли, что он никому не нужен. Потому что у каждого производителя – ну, сами с усами, — сами знаем у кого что брать, нас то не интересует.

Тогда в астраханской области началась поддержка инноваций, стали проводить ежегодные Дни инноваций.  Мы там свою разработку показали, и тогда же пришло понимание, что надо делать не отдельный компонент, а весь электромобиль. Чтобы ездил. Хотя бы как демонстрацию того, что эта деталь в рамках электромобиля дает определенный эффект. Тогда я амбициозно заявил губернатору астраханской области Александру Жилкину, который открывал Дни инноваций, что мы хотим сделать электромобиль – гольфкар. Он сказал: сделайте. Если сделаете, то я его куплю, первый образец.

Это было сделано публично?

Публично. На телекамеры. Я собрал другую команду. Вложил в нее свои собственные деньги, которые заработал на антивирусном проекте, и в гаражных условиях, абсолютно без опыта и без знаний (в нашей команде были автомеханики, разбирающиеся в автомобильной части, но не было людей,  разбирающихся в реальном производстве автомобилей) за 10 месяцев мы сделали опытный образец гольфкара. Он, конечно, был не очень красивый, не очень качественный, но он ездил! Мы его показали губернатору на очередных Днях инноваций. Губернатор очень сильно удивился, что мы это вообще сделали (смеется). Потому что он этого не ожидал. Сказал, ладно, даю распоряжение, чтобы у вас его купили. Забегая вперед скажу, что купили его реально только через год после этого распоряжения. Так у нас все странно устроено. Но, все-таки, купили.

Мы поняли, что рынок гольфкаров интересный, но он узкий, нишевый, только для коммерческого транспорта. Все, что импортируется сейчас, как правило, очень дорогое. В Китае стоит дешево, но как только приходит на таможню, да еще расстояния преодолевает, становится очень дорогим. И почему бы не сделать то же самое здесь? В автомобильной базе ничего сложного нет: я сначала набросал линейку автомобилей в трехмерном изображении, потом вложил в производство еще немного своих денег. Сделали еще один опытный образец, похожий на то, что может продаваться. Потом нашли дилера здесь в Москве, которая китайские электромобили ввозит. И он нам подкинул первых клиентов. Так мы стали реально делать и продавать – переместились из гаража на территорию одного завода, который практически не функционирует, но сдает площади в аренду.

Организовали «сборочное» производство?

Оно не вполне сборочное. Очень многие вещи мы делаем сами: корпуса полностью наши, наше производство, рамы полностью наши, некоторые элементы подвески наши, хотя в основном это серийная продукция, электроника тоже частично наша – т.е. доля наших компонентов достаточно высока. За 2012 год мы продали шесть электромобилей, сейчас с начала года еще три.

По какой цене?

От 350 до 500 тысяч. Это сопоставимо с китайскими.

В прошлом году, в мае, я поехал на один такой форум, который здесь проводился, по тематике электромобилей. Просто послушать, чем кто занимается в этой теме. Да, гольфкар это хорошо, но это нишевый рынок. Расширяться не очень здорово будет. Вернулся к первой старой идее сделать электромобиль для массового рынка. Когда я там был, то смотрел, что делают другие, думал: что-то здесь не то – то есть люди пытаются взять обычный автомобиль и, выкинув автомобильные внутренности, засунуть туда другие, но принципиально это проблемы не решает. Потому, что все равно автомобиль перевозит 1,2 десятых человека, если рассчитан на пять человек. Еще куча проблем не решается: с парковкой, с пробками. Не решаются городские транспортные проблемы в том формате, в котором пытаются решить. Стал думать, а как их можно решить? Родился концепт нового проекта – нечто компактное, нечто, рассчитанное на одного, максимум двух людей, нечто очень персональное, нечто очень высокотехнологичное и трансформируемое – оно занимает на дороге ровно столько места, сколько надо, исходя их текущих обстоятельств. Несколько месяцев обдумывал эту идею, мы к  тому времени получили субсидию от астраханской области, достаточно неплохую – два с половиной миллиона рублей. Во многом благодаря тому, что мы заявили и выполнили свое обещание по разработке электомобиля. И на эти ресурсы в сентябре начали делать опытный образец. Сделали сначала несколько рамных конструкций. Тестировали и проверяли. В начале этого года начали заниматься обшивками. На текущий момент у нас есть опытный образец, который ездит.

А где вы его показывали?  

Мы его никуда не вывозили, потому что он нам нужен на заводе. Но мы сняли видеоролик и демонстрировали в Петербурге на Ингрии в марте, заняли третье место. Удаленно демонстрировали на берлинском экосаммите, я туда поеду в начале июля. Там по результатам голосования заняли  1-2 место из 70 проектов. В Сколково наш ультракомпактный электрокар-трансформер e-Trike стал победителем питч-сессий Startup Village. Отмечу, что этот конкурс инновационных проектов, а в нем участвовало 2000 проектов, стал крупнейшим форумом по инновационному предпринимательству, который когда-либо проводился в нашей стране.

АртемьевКстати, на формирование идеи создания трансфомера – как должен выглядеть такой транспорт – наверное, сильно повлияло то, что я побывал в Милане. Там я видел, как изменено отношение людей к способам транспортировки. Оно более широкое по взглядам, чем у нас здесь: банкиры могут ездить на работу на мопедах, это демократично очень. Там есть образцы техники, которых у нас нет на дорогах – какие-то компромиссные варианты между автомобилями и мопедами. Улицы узкие, все парковки платные.  Даже свободную платную парковку фиг найдешь. Въезд в центр города по определённому тарифу: видеокамера считывает номер. Эта проблема актуальна для многих городов Европы. Так оформилось понимание, что на дороге надо занимать место поменьше, надо быть энергоэффективным, надо быть адаптивнее – приспосабливаться к текущим обстоятельствам. Сейчас в планах найти инвестора – ведутся переговоры с двумя потенциальными инвесторами, и сделать предсерийный образец, пройти процедуру сертификации, сделать опытное производство в России, выпустить партию и обкатать её, потом найти стратегического партнера в Европе, пройти сертификацию в Европе и попасть уже на европейский рынок. Вот такие планы.

Планы наполеоновские, суворовские, не знаю как сказать. Вопрос по поводу команды: как она формировалась? Есть ли у Вас в голове модель оценки кадров?

Частично есть. Помните, как говорил Сталин: кадры решают все. Это абсолютная правда.

Как вы ищите и находите людей?

Я пытаюсь понять базовые установки человека. Научить человека что-то делать можно в короткие сроки. Могу привести пример: в нас в течении полугода на этом производстве работал маляр, который до этого работал на том самом заводе, который развалился. Он работал маляром тридцать лет. В конце концов, в октябре я его уволил. Почему? Три составляющих было: мы очень долго пытались переломить его методы работы, которым его когда-то обучили. То, что технологии покраски другие, он это не совсем понимал, считал, что умнее всех и его переучивать не надо – тридцать лет опыта за спиной. Багаж знаний. Это была одна проблема, с которой мы мирились, но, в конце концов, стало невмоготу. Вторая проблема заключалась в том, что он человек своеобразный, и, в конце концов,  ушел в запой на неделю. Причем, ушел в запой, когда сдавали гольфкар. Мы остались без маляра, а клиенту через неделю надо было сдавать электромобиль. Ситуация оказалась неприятной. Тот, кто руководит производством, сам немного красить умеет, он освоил покраску. Он – мастер на все руки. Кое-как выкрутились и стали искать замену работнику. Маляры стоят очень дорого. Это одна из самых высокооплачиваемы автомобильных профессий, что у нас, что в Москве, везде. Поэтому мы решили обучить кого-то, передали знания новичку, который у нас две недели работал как стажер. Оказалось, что через две недели этот стажер стал красить лучше, чем тот работник, который красил тридцать лет. Когда тот вышел из запоя, мы его уволили. В итоге я придерживаюсь принципа: надо брать человека не по его навыкам, а по его внутренним установкам – насколько он трудолюбив и трудоспособен, насколько он честен и насколько  восприимчив к новой информации.

Что в антивирусной деятельности, что здесь мы сегодня не делаем то, что было вчера, делаем что-то новое. Приходится осваивать новые технологии, причем, ведь у нас нет автозавода, производство коленочное во многом. Простой пример – надо было осваивать производство рулевой колонки,  самый дешевый китайский станок, который делает такие вещи, стоит полтора миллиона рублей. Матрица добавляет еще 150 – 200 тысяч. Мы собрали станок, который делает то же самое, за 20 тысяч рублей. Он, конечно, не такой автоматизированный, ручных операций там гораздо больше, но результат тот же самый по качеству. Большинство технологий у нас именно по такому принципу и строится. Тем не менее, мы делаем уже вполне красивый автомобиль.

Вам приходится совмещать роли разработчика, владельца и менеджера. Трудно ли это?

Не знаю, удается как-то. Наверное, не всегда хорошо. Мне бы надо поднабраться опыта в управлении, но у меня не было ментора по жизни никакого. Весь опыт, который я приобрел, построен на собственных ошибках. В бизнесе и управлении не было наставников. В технологиях можно было на каких-то людей опираться.

Есть ли у Вас образцы для поведения, кроме родителей?

Есть несколько предпринимателей, опыт которых меня вдохновлял, в том числе, когда я читал их книги. Меня вдохновлял опыт Брэнсона,  я прочел несколько его книг, он мне нравится по стилю и по духу. Меня в каком-то смысле вдохновлял опыт Чичваркина, хотя это неоднозначная личность, я думаю, он по жизни много делал не только хорошего, но и плохого. Тем не менее, у него есть полезный опыт, которому стоит поучиться. Естественно, Стив Джобс, хотя это тоже очень неоднозначная личность. Линус Торвальдс. Тоже уважаю его. Такие вот лидеры.

Можно ли, оглядываясь на свой небольшой путь, выделить  этапы в развитии своего дела, и в этих этапах отметить, вот этот этап я прошел с такими-то потерями и результатами, сейчас очередной этап.

Неудачи в любом случае бесценны: у меня было несколько провальных проектов. Например, проект по созданию автоматической консьерж-службы для людей, которые делают ремонт или строят что-то. У них проблемы со стройматериалами, сам я через несколько ремонтов прошел и знаю, что если надо купить плинтус в магазине, то есть плинтус нужного цвета, но нет уголков для него. Куча разных проблем возникает. И я подумал, что если сделать сайт под консьерж-службу, где в одном месте выделена вся информация о том, что есть в магазинах города, что это можно легко заказать, то это можно реализовать и на этом можно зарабатывать деньги. На этот проект я потратил 8 месяцев и 400 000 рублей. Он полностью провалился,  в какой-то момент я понял, что на потраченные деньги результат не был  достигнут, надо остановиться потому, что не пойдет дальше. Сейчас я не считаю, что проект плохой, идея правильная. Кто-нибудь её реализует лучше, чем я.

Какие личностные качества должны быть у предпринимателя?

Мне кажется, что будущее должно быть честным, не конфликтным, надо по возможности создавать удобную для всех среду проживания, каждый следующий шаг нас должен приводить на какую-то более высокую точку, чем предыдущий.

А что хотите сделать самостоятельно?

Хочу основать большую компанию в которой будет работать много человек, она будет выпускать продукты, которыми будут пользоваться много людей, и эти продукты будут людям нравится и добавлять что-то полезное. В каком-то смысле архетип компании моей мечты  — эппл. Это то, чего я хочу достичь.

Пожелания студентам, которые не знают, с чего начать.

Я смотрю на тех людей, которых мы пытаемся нанимать на работу и вижу людей, которые по инерции учились в школе, по инерции учились в институте, потом думают, что родители им подскажут, куда пойти работать. Это люди, которые живут по инерции. Когда я спрашиваю ребят, ну хорошо, вы учились в университете, есть ли у вас какой-то свой проект? Сейчас я вижу, что люди вообще этим не занимаются. Поэтому, совет такой: не ждите, когда наступит какая-то следующая точка, когда надо будет начать что-то делать.

Кто-то ждет, когда закончит школу, кто-то ждет, когда закончит институт, кто-то ждет женитьбы или замужества, жизнь идет здесь и сейчас и надо здесь и сейчас сделать что-то, что вам интересно, чем вы хотите заниматься всю оставшуюся жизнь. Если вы сейчас не начнете этого делать, не начнете этого никогда.

На излете весны мы расставались с Константином, замедлив  шаг на центральной площади университета у Слободского дворца, где на нас смотрели памятные доски титанов русской техники: Королева, Туполева и другие, не менее именитых. Кто знает, может быть, нынешние титаны бизнеса —  тот же Ричард Брэнсон – при личной встрече скажут ему тоже, что сказал Томас Эдисон безызвестному Генри Форду в 1896 году, когда ему представили того как изобретателя «бензиновой» тележки: «Молодой человек, вы создали полезную вещь. Продолжайте в том же духе!».


Теги:, , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Комментарии(2)

Оставить комментарий

Страница КЛИП в Фейсбук

@CLIPRUSSIA

КЛИП в контакте

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП - Клуб Инженерных Предпринимателей.
При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Контакты

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7
МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА
Телефон: +7 (499) 267-17-84
Группа Вконтакте; Группа в Фейсбук

Подписаться на новости

Введите e-mail