ИНТЕРВЬЮ С ТРИНАДЦАТЫМ КЛИПОДЕЛОМ — КОНСТАНТИНОМ ЕРМИШИНЫМ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Интервью с Клиподелом

Ермишин

Константин Ермишин, МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра РК-10 (робототехника), аспирант. Разработчик в проекте Навигационная система для мобильных роботов Sybo Robotics (презентация на 13 заседании КЛИП 24 декабря 2013. Анонс). Разработчик образовательных робототехнических модулей Технолаб (презентация на 14 заседании КЛИП 25 января 2014. Анонс).

Как вы попали в наш университет?

В МГТУ им. Н.Э. Баумана попал по собственному желанию. Я сам из города Люберцы.  Еще со школьных времен тяготел к техническим дисциплинам, учился в математическом классе лицея № 12, он был одним из лучших в районе и находился рядом с моим домом. Возможно, это и предопределило мое поступление: исторически большинство учащихся нашего класса обучались на подготовительных курсах нашего университета, а потом в него поступали.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана я поступал как в основной технический вуз, сдавал обычные экзамены без участия в других программах, таких как Шаг в будущее. В школе я не мог заниматься полноценно никакими разработками или радиомоделированием, поскольку была большая учебная нагрузка в лицее. Благодаря нашей классной руководительнице — учительнице математики Екатерине Ефимовне Бабиной, — для меня нагрузка бауманского уже не была сюрпризом: с первого курса я был готов к этому. Благодаря такой закалке у меня не было проблем с учебой в университете.

Как началась ваша учеба в университете?  

Когда я был на младших курсах, учеба шла достаточно традиционно: первые три курса, как и большинство студентов, я посещал лекции и семинары, занимался самостоятельно для подготовки к ним. Ничего серьезного не делал, пока не начались занятия на кафедре РК-10. Когда начались кафедральные предметы, появилась осмысленная деятельность: сначала всё проходило в форме курсовых студенческих проектов, потом появились другие, в том числе коммерческие. Отличительная особенность нашей кафедры, один из её плюсов в том, что поощряется любая инициатива студентов. На ней нет таких традиционных курсовых проектов как, скажем, по теме ДЕТАЛИ МАШИН: вы пришли, вам выдали задание и вы, согласно техническому заданию, реализуете проект. На нашей кафедре студент волен проявить инициативу, предложить свою тему и вести её, начиная с третьего курса, когда начинаются основные предметы по кафедре, чтобы довести её до дипломного проекта. На мой взгляд, это очень правильно и, благодаря этому, наверное, на нашей кафедре появился ряд достаточно успешных проектов, которые доводятся до логического завершения, до рабочих образцов.

Можно вас попросить представить хотя бы несколько?

Один из моих одногруппников с коллегами разрабатывал систему управления лифтами: сегодня они работают в компании, где внедряются их разработки. Причем, они стояли у истоков открытия этой компании. Команда Романа Жукова с роботом Webot разрабатывала своего робота со студенческой скамьи. Другой наш выпускник, работая в компании, тоже мой одногодка, с первого курса мы вместе учились, принес интересную тему на кафедру: в итоге появился горостабилизированный подвес для камеры, для съемки на выставках, стадионах и так далее. Теперь уже серийно применяемое устройство. Наша кафедра находится в здании с Научно-учебным центром Робототехника (НУЦ Робототехника), бесспорно, это еще один весомый плюс, потому что студенты так же участвуют в проектах центра. Кстати, я так же не упомянул успешные проекты этого центра.

Ваш коллега Сергей Анатольевич Воротников сказал, что вы живете коммуной. Так ли это?

Я бы сказал, что у нас дружное семейство. Наша кафедра и центр занимают отдельное здание,  все знают друг друга в лицо. В нем обучается одна группа студентов около 30 человек. Все знают, кстати, кто и где работает, над какими проектами трудятся. С третьего курса начинаются на постоянной основе кафедральные предметы. Как правило, всё начинается с курса Теория управления.

Кто из преподавателей запомнился?

Да все преподаватели запомнились, потому что каждый из них ведет свои дисциплины,
авторские. Нет такого, как на общеобразовательных кафедрах, когда, например, несколько преподавателей математики ведут одно и то же. Наша кафедра достаточно маленькая, каждый преподаватель ведет свою дисциплину и не запомниться он не может.

А кто стоял у истоков кафедры?

У истоков кафедры стоял основатель теории управления  в нашей стране Евгений Павлович Попов, академик РАН.  Наша кафедра – его детище, у нас даже есть  кабинет Попова – зал для переговоров, рядом с кабинетом заведующего кафедрой. Там проводятся все торжественные мероприятия, включая встречи выпускников. Большинство дисциплины кафедры основываются на курсе теории управления, разработанным Поповым. В самой науке управления достаточно много математики,  но в ней поднимаются проблемы технические, которые решаются в других дисциплинах кафедры.

Как на кафедре организована практика?

Практика организуется как в самом центре, так и на кафедре; те студенты, у кого свои проекты, могут проводить их на кафедре. С третьего курса, когда начинается летняя практика, многие студенты уже работают и, поэтому, проходят практику на своих предприятиях. Благодаря этому успешно доводят проекты до воплощения в реальность.  Многие студенты, которые начинают работать в НУЦ «Робототехника», остаются там же после окончания университета. Кафедра сотрудничает со многими отечественными и зарубежными компаниями, например такими промышленными компаниями как – LG, ABB, Eisenmann. Спрос на студентов достаточно большой и с третьего по пятый курс большинство студентов трудоустраивается. Поэтому проблем с практикой нет никаких.

Какие вузы, точнее, кафедры университетов – конкуренты вашей кафедры?

Много московских вузов занимается робототехникой, но направления деятельности, на мой взгляд, определяются целями и задачами самого вуза разные: есть, например, СТАНКИН, где достаточно сильная робототехника, но там направление подготовки ориентировано на промышленную робототенику; в МИРЭА так же серьезно занимаются этими вопросами, например  на кафедре Проблемы управления достаточно серьезное внимание уделяется  теоретическим проблемам в робототехнике.  На нашей кафедре гармоничное совмещение и теории, и практики.

Какие образом вы с вашими коллегами решились на свое дело, и когда это произошло?

С коллегами работать в коллективе, в котором и сейчас работаем, мы стали в 2009 году, на старших курсах. Получилась так, что каждый из нас занимался какой-либо исследовательской деятельностью, нацеленной на разработку сервисного робота, способного автономно перемещаться по помещению. Если конкретнее, то один из нас разрабатывал систему автономной навигации, второй занимался техническим зрением, третий — конструкторской частью, электроникой. Сергей Анатольевич Воротников, общий наш научных руководитель, нас познакомил, хоть мы были на разных курсах. С тех пор мы вместе. Потом, из этого проекта, мы выделили основное для нас направление — разработка систем автономной навигации для робота. Нашли в нем ряд нерешенных задач, в плане научной новизны, в техническом плане. Начали продвигать этот проект.

В 2011 году зарегистрировали компанию, победили в конкурсе СТАРТ фонда Бортника. Успешно реализовав проект в рамках фонда, это был уже конец 2011 года, стали изучать определенные тенденции нашей отрасли. Модифицировали проект: если наше устройство представляло из себя аппаратный комплекс, то в дальнейшем мы переориентировались на программный продукт и доработали проект с нуля до прототипа.

Каким образом была сформирована команда, когда вы почувствовали себя единой командой?

Мы начали, помимо учебного проекта, делать совместные проекты. На тот момент мы были студентами с четвертого по пятый курс, кто-то из нас где-то работал на постоянной основе, но все занимались инженерными делами. Совместные проекты сплотили нас, дали почувствовать коллективную ответственность. Основа каждой заказной разработкой – электроника, программное обеспечение. Мы занимались этим до окончания института.

Как формировалась команда, как распределялись роли? При первых шагах обычно идут споры по этим вопросам.

Роли распределись достаточно гармонично: я для себя выбрал направление развития продуктовой стратегии, Максим Кольин взял на себя координацию всей нашей деятельности в административном плане, Дмитрий Каргин занимался разработкой. Так же каждый из нас решал конкретные технические вопросы в нашем проекте. Споры в команде, конечно, присутствовали, было бы странно, если бы всё было гладко.

Каких знаний в своем деле не хватало команде при продвижении проекта?

Лично я ежедневно ощущаю нехватку знаний. Нам действительно не хватало знаний как по ведению бизнеса, так и юридической, бухгалтерской подготовки.  Для выпускников технической специальности столкнуться с бюрократией при регистрации фирмы, с налоговой, стало большим стрессом. С этим удалось успешно справиться самостоятельно.  Среди родни и знакомых оказались люди с экономическим образованием, с юридическим, родители у многих из нас бухгалтера, нам объяснили что и как надо делать.

Какие мероприятия кроме фонда Бортника вы посещали?

На самом деле мы посещали очень много различных мероприятий: в частности, победили в конкурсах, проводимых в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана бизнес-инкубатором, участвовали в конкурсе Высшей школы экономики, в РВК проходили инвесткомитет, дважды были номинированы и выходили в финал конкурса СТАРТАП года; стали победителем конкурсов стартапов  Recreating Silicon Valley Стэндфордского университета.  Подали туда заявку, отослали презентацию и наши материалы, а они оценили наш проект: у нас даже было приглашение в Силиконовую долину, нам могли бы дать визу, но по срокам не получилось – давалась неделя на оформление.

Кто в команде занимался подготовкой к таким мероприятиям?

Этим занимались мы совместно с Максимом. До упаковки проекта, с целью привлечения инвестиций для фонда Бортника и других организаций, мы сначала занимались всем сами, а потом нашим ментором стало консалтинговое агентство Branan в лице Натальи Чернышевой. Она курировала наш проект, очень хорошо помогла. Благодаря ментору мы научились, на мой взгляд, делать правильные презентации, потому что до этого их делали по своему чутью. Наталья Чернышова и её команда внесли весомый вклад в формирование нашего представления о всей индустрии стартапов, помогли правильно составить документы. Они на нас вышли после того, как мы рассылали заявки в различные венчурные фонды и другие организации этого профиля. Это было начало 2012 года. Потом пути наши разошлись.

В каком состоянии ваш основной проект?

На данный момент мы вернулись к поиску внешних инвестиций и нашли их в лице нашего нынешнего стратегического партнера компании Т-НАНО. К тому времени у нас уже была продумана продуктовая стратегия, разработано навигационное программное обеспечение, интегрированное в учебные робототехнические комплексы. Такой совместный продукт возымел успех — за последний квартал, с октября месяца, мы реализовали 100 лицензионных копий  продукта как в составе комплексов, так и в составе других наших проектов по автоматизации различных роботов.

Что ваша компания повезет в Тверь?

В Твери планируем продемонстрировать как раз учебный робототехнический комплекс с автономной навигацией. Этот комплекс разрабатывали студенты кафедр РК-9 и РК-10, под руководством нашего коллектива. Хотим рассказать о перспективах дальнейшего развития данного продукта  и его применения в учебном процессе. Следующим нашим шагом будет разработка контроллера  для оснащения им любых робототехнических конструкторов. Необходимость в этом вызвана тем, что технические и аппаратные проблемы уже достаточно успешно решены. Сегодня в любых робототехнических проектах, в первую очередь, нужно развивать интеллектуальную составляющую, в чем как раз и сильна наша кафедра – это алгоритмы, техническое зрение, автономная навигация. Как раз всего этого недостает в учебном процессе, а одна из наших задач – применять интеллектуальный подход при проектировании робототехнических решений.

 


Теги:, , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Страница КЛИП в Фейсбук

@CLIPRUSSIA

КЛИП в контакте

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП - Клуб Инженерных Предпринимателей.
При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Контакты

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7
МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА
Телефон: +7 (499) 267-17-84
Группа Вконтакте; Группа в Фейсбук

Подписаться на новости

Введите e-mail