ИНТЕРВЬЮ С МИХАИЛОМ МАРАХАНОВЫМ – ПЯТНАДЦАТЫМ КЛИПОДЕЛОМ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Интервью с Клиподелом

Михаил МарахановКаким путем вы попали в университет?

В университет попал из лицея 1580. В этом бауманском лицее я отучился в 10 и 11 классах и поступил по олимпиаде в МГТУ. По ЕГЭ не поступал, шел целенаправленно на определенную кафедру – кафедру Поршневого двигателестроения Э2.  История простая.

Что вам больше всего запомнилось во время учебы?

Во время учебы больше всего запомнился один курсовой проект по деталям машин и лекции по предмету «Специальные главы теории рабочего процесса ДВС», которые читает у нас на кафедре очень интересный и талантливый преподаватель Реваз Зурабович Кавтарадзе. Он является непосредственным учителем моего настоящего руководителя Дмитрия Олеговича Онищенко.

В чем прелесть этих занятий?

Дело в том, что Реваз Зурабович … его лекции очень интересны – они очень живые, с одной стороны, но с другой стороны эта живость ни в коей мере не убивает интеллектуальную составляющую, интеллектуальное наполнение материала. Это один из тех немногих преподавателей, который смог подать глубокий материал, настоящий, в сжатом и интересном формате.

Как вы попали в проект Формула студент?

Когда студент учится на старших курсах, ему нужно определятся с выбором дальнейшей деятельности университета. У меня, естественно, начался поиск будущих направлений. Благо, я был не один такой в группе. Так совпало, что в момент нашего поиска, совместно с кафедрой СМ10 начал завариваться проект «Формула Студент». Туда я попал сначала инженером, а затем, спустя определенный промежуток времени, после успешных выступлений и поездок, я занимаюсь тем, чем я занимаюсь сейчас. Именно сейчас занятия мои очень разнообразны – это и инженерная деятельность, притом не только в рамках Формулы Студент, это и организационная деятельность, работа с бумагами, работа с финансами, работа с людьми, это презентации,  это выражение наших интересов в определенных вышестоящих кругах, в том числе властных… поэтому, работа очень разнообразная и интересная.

Что вы можете сказать о Дмитрии Олеговиче как о человеке, как о руководителе и как о преподавателе?

Начну, наверное, с самого простого — с преподавания. Дмитрий Олегович тоже на самом деле необычный преподаватель: он никогда не был сторонником простого конспектирования лекций. Ему всегда было важно найти истинный контакт со студентом во время лекции. Он всегда старается подкреплять преподавание какой-то визуализацией – презентацией. На самом деле, у немалого количества преподавателей, даже в МГТУ, есть, на мой взгляд, на сегодняшний день, ярко выраженный минус – многие преподаватели читают курс лекций, и студенты не совсем понимают, о чем идет речь. Да, они впитывают эту теорию, но они не  понимают в чем суть. Важность сегодняшнего преподавания, и Дмитрий Олегович на самом деле это уловил, чтобы студенту не только рассказать, но и показать, как действительно работает теория на практике. Это очень важно.

Что можно сказать о Дмитрии Олеговиче как о человеке? Во многом это будет пересекаться с профессиональными качествами. Дело в том, что он очень предприимчивый человек. Очень активный и успешный. Да, я не побоюсь этого слова, но Дмитрий Олегович для меня авторитет, я отношусь к нему с огромным уважением, потому что в его возрасте достичь таких высот так быстро, скажем так, чтобы это сделать, надо быть очень одаренным человеком. И преуспеть в науке – защитить докторскую, преуспеть в бизнесе, преуспеть в тех видах деятельности, которые, возможно, сейчас бизнесом не очень хорошо охвачены. Дмитрий Олегович, за это ему огромное спасибо, видит свежие идеи и старается их поддерживать, старается их пробивать. Проект «Формула Студент» как раз такой пример: проект увидели, поддержали и действительно проект выстрелил. И теперь в МГТУ не встает вопрос, зачем нужна формула студент в университете. Как организатор и управленец Дмитрий Олегович – прекрасен. В плане управления он придерживается некоторой демократии – он считает, что человек все-таки должен делать выбор сам. Принуждать человека к работе не всегда правильно. И этот подход работает – в «Формуле Студент» собрались настоящие энтузиасты своего дела, а не просто способные люди, которые пришли, условно говоря, на аутсорсинг, сделали и ушли. Поэтому та команда, те люди, которые собрались, хотят работать дальше и развивать наш проект.

Вы сказали, что у вас замечательный капитан команды. А это действительно так?

Дело в том, что Андрей Басов, наш капитан, действительно гениальный и уникальный человек. Он живет, работая. Для него жизнь и работа – это левая и правая части одного уравнения. И он не может по-другому. Когда команда вернулась из Италии, когда все участники были на подъеме, но всем, на самом деле, хотелось отдохнуть – все каторжно работали июль и август для того, чтобы построить машину в крайне сжатые сроки, выступить в Италии, буквально на третий день Андрей стал поднимать вопросы о новой работе. И этим, честно говоря, довольно сильно шокировал остальных участников. Они говорили ему: «Андрей, ну отдохни хоть немножко! Отдохни хоть чуть-чуть! Надо перевести дух!» Но Андрей не мог этого сделать. И не сможет, я так полагаю. Он, безусловно, энтузиаст своего дела: он ищет по-настоящему новаторские решения в области автомобилестроения, двигателестроения, и ему не важно, какая область задачи – будь то тепловые процессы, будь то механика, электроника, электрика. Он может практически всё. Единственное, чем Андрей практически не занимается, — это двигатель, но он отслеживает все работы по нему. Он так же ведет планирование  — как капитан занимается организацией инженерной деятельности, отслеживает кадры, отслеживает выполнение планов, потому что у нас по «Формуле Студент» много дед-лайнов, которые мы обязаны сдать и в Германии, и в Италии, и по прочим этапам.  Есть такая хорошая поговорка —  не голова, а Дом Советов. Вот у Андрея по-настоящему не голова, а Дом Советов.

Какие этапы можно выделить за все время существования проекта Формула студент? 

Летом 2012 года начался первый этап, стал «завариваться» коллектив. Тогда было принять решение о создании презентации, с которой ребята пошли к нашему ректору. Они встретились с Анатолием Александровичем Александровым, он проект одобрил. Соответственно, с этого момента начинается второй этап, когда был уже сформирован костяк команды, но стали приходить ребята с разных кафедр. Тогда же присоединились ребята с кафедры Э2 и получился союз кафедр СМ10 и Э2. Во время второго этапа формировалась концепция автомобиля, был создан макет. Этап закончился в ноябре 2012 года. На третьем этапе началось реальное проектирование. Машину долго проектировали, рассчитывали и постепенно готовились к изготовлению частей и деталей автомобиля. Это было достаточно долго и непросто, потому что приходилось утрясать немало и организационных вопросов. В то время организационный аппарат в команде был слабо развит, любые такие вопросы, как правило, ложились на Дмитрия Олеговича, а в виду его огромной занятости, эти вопросы было не так легко решать. Четвертый этап начался уже в мае – это было непосредственное изготовление автомобиля. Он длился до этапа в Италии. Выступление в Италии прошло в начале сентября 2013 года. После этого начался пятый этап, который длится и по сей день – это PR команды, выступление на различных мероприятиях и проектирование машины на 2014 год, и параллельно на 15-й.

Какие самые большие сложности оказались в организационной работе?

Самое сложное, безусловно, финансы. Потому что финансировал нас в основном университет и, так как это государственная организация, в этой работе есть большое количество тонкостей. Коллектив был не очень подготовлен к этому. Сейчас все механизмы уже отработаны, понятно, какие формы готовить, какие бумаги. По всем непредвиденным ситуациям мы знаем, к кому обращаться и что делать. Тогда всё это было не известно и с финансированием возникли проблемы. Что касается путей разрешения этого аспекта, то для команды «Формулы Студент» это спонсорство.  Если мы договариваемся с юридическим лицом, то упрощается этот процесс. Конечно, мы навряд-ли сможем полностью отказаться от финансирования университетом, но, в любом случае, мы постараемся приложить все усилия к тому, чтобы максимально облегчить эту задачу для университета.

Как формировалась команда?

На данный момент мне этим вопросом заниматься не приходится. Коллектив, который строит конечный продукт, уже есть. Но, действительно, был определенный этап в формировании коллектива – нужно было искать людей. Этим занимался Георгий Ерёмин, на тот момент шестикурсник, на данный момент уже аспирант. У него много контактов в университете и есть, на мой взгляд, определенное чутье на людей. Он нашел немало замечательных кадров, которые успешно работают и по сей день. Если у нас возникает потребность в новых людях, мы сразу же обращаемся к Георгию. Но, даже если он бессилен, тогда просто устраивается общий набор – мы пишем в новостях, что у нас открыты вакансии. Если нужно, устраиваются тематические встречи, презентации, куда приходят люди заинтересованные в том, чтобы работать в коллективе. Да, многих отпугивает то, что нужно работать на энтузиазме и бесплатно, наш проект не коммерческий. Многие хотят стать гонщиками. Если честно, это забавный аспект: их приходится разворачивать, пилоты уже есть.

Из проекта «Формула Студент» очень органично вырос проект Научно-образовательного Центра. Как это произошло?

Центр – во многом инициатива Дмитрия Олеговича. Он, как человек предприимчивый, быстро понял, что можно заниматься не только «Формулой Студент» – талантливые ребята могут сделать работу большую, чем в Формуле студент, и за нее можно получать деньги. Для этого и был сформирован Центр. Центр «Формула Студент» создавался для выполнения государственных контрактов и коммерческих проектов, таким образом, например, на кафедре Поршневые двигатели нам удалось задействовать преподавателей в проектировании. Если раньше не было большого и серьезного проектирования при поддержке государства, то теперь у нас такое проектирование появилось – это определенный поток финансов, определенная занятость, и, безусловно, это развитие, потому что если в организации есть работа,  то организации требуются кадры. Если работа выполняется с успехом, то это определенное развитие. Когда-то коллектив кафедры «Поршневого двигателестроения» насчитывал десятки человек, если не ошибаюсь, их было больше ста. Сейчас мы не можем похвастаться таким числом, но верим, что это только начало.

Как тот дух, с которым вы создавали Формулу студент, не потерять и постараться сохранить на долгие годы? Насколько это необходимо для успеха?

Да, для успеха это необходимо, потому что во многом желание работать подстегивает успех. Человек работает эффективнее, если он хочет работать, поэтому дух надо сохранять, обязательно. За счет чего мы стараемся его сохранять? Это новые проекты, новые направления, это приток людей. Да, я понимаю, что это пока на начальной стадии, потому что мы существуем относительно недолго.  Мы сейчас начинаем новую работу, и я верю, что в ближайшие месяцы, а уж в ближайший год точно, МГТУ сможет увидеть еще большие плоды наших трудов.

Фото Николая Демчука

презентация Мараханова


Теги:, , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности