ФУНДАМЕНТ РУССКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Русская система обучения ремеслам, СМИ о нас

Воспитательный_дом__1820-е_годы+В февральской номере газеты Бауманец, появилась моя статья о русском методе/системе обучения ремеслам. И вот как она начиналась. 7 февраля красочный олимпийский салют расцветил небо над Сочи, где спортсмены всей планеты борются за зимнее золото. Менее красочный салют из пушек озарил небо Москвы 21 апреля 1764 года, когда состоялась торжественная закладка каменного здания Московского воспитательного дома на Москворецкой набережной. И один из «птенцов» дома – императорское техническое училище, ныне Московский государственный университет им. Н.Э. Баумана, так же как и нынешние спортсмены, с середины позапрошлого века покорял мир, завоевывая золотые медали. Но путь к медалям оказался непрост.  

 

медаль воспитательного домаДолжно возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения, — полагала блистательная Екатерина Великая, в день рождения которой и состоялась закладка. Императрица пожертвовала в пользу дома единовременно 100 000 рублей и на содержание ежегодно по 50 000 рублей «из комнатных своих сумм», где дети обоего пола вскоре стали получать отличное образование, овладевая различными ремеслами. И еще одно важное обстоятельство: Екатериной II были пожалованы Воспитательному дому специальные привилегии, самая главная из которых гласила: воспитанники дома по выпуске оказывались, невзирая на свое сословное состояние, «вечно вольными». Вольность давалась им навеки, вместе с потомством – «Все питомицы и питомцы, дети и их потомки навсегда остаются вольными и ни под каким видом закабалены или сделаны крепостными быть не могут». И еще одна существенная и для нынешнего времени привилегия — в хозяйственной деятельности дом имел право производить все коммерческие и иные операции самостоятельно, вне контроля каких-либо учреждений и ведомств, его действия не облагались налогами и приказными пошлинами.

У истоков МГТУ им. Н.Э. Баумана как самостоятельного учебного заведения стояла вдовствующая императрица Мария Федоровна, издавшая 5 октября 1826 года Повеление об учреждении при Московском воспитательном доме в Немецкой слободе «больших мастерских для разных ремесел, со спальнями, со столовою и прочими потребностями». 13 июля (1 июля по старому стилю) 1830 года её сын Николай I на поднесенном ему проекте Положения Московского ремесленного учебного заведения собственноручно начертал: «Быть по сему».

студенты училища+

Студенты училища

В 1839 году состоялся первый выпуск и многие воспитанники вскоре стали директорами заводов, главными механиками, конструкторами, учеными. Тогда же стала формироваться первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу. Учебный мастер, а впоследствии преподаватель училища, Дмитрий Советкин несколько лет разрабатывал  систему, закладывая в ней главный принцип обучения — «от простого к сложному», который на практике дополнялся коллекцией рабочих и измерительных инструментов и набором операционных моделей для разных специальностей. Любопытно, что некоторые инструменты были представлены в сильно увеличенных размерах (до 24 раз!).

 

Письмо из MIT  от 16.10.1876г. - о введении русской системы обучения ремеслам в преподавание

Письмо из MIT от 16.10.1876г. — о введении русской системы обучения ремеслам в преподавание

 

Размеры влияния системы Советкина, — русской системы обучения ремеслам, на мировую систему образования впечатляют: в 1870 году училище на выставке в Петербурге удостоено золотой медали «за отличное выполнение всех выставленных предметов… и преимущественно за почин в весьма важном деле систематического обучения ремеслам, входящим в круг деятельности механиков…»; через 2 года получило 4‑ большие золотые медали «за выставленные учебные коллекции и машины…»; в 1873 году на Всемирной выставке в Вене училище за свои учебные пособия получает Медаль преуспевания. Вскоре училищу досталось золото в Филадельфии (1876) и в Париже (1878).

Система Советкина получила признание в Австрии, Германии, Франции и Швеции, но именно в США русскую методику обучения стали активно использовать в учебном процессе: например, в Массачусетском технологическом институте построили специальное здание для учебных мастерских, где вскоре появился  набор учебных пособий, присланный из Москвы. Вслед за МТИ русской системой заинтересовались Пенсильванский и Вашингтонский университеты. Вскоре в Чикаго, Толедо и Балтиморе организовали школы по типу Массачусетских, а в 1885-м их примеру последовали Филадельфия и Омаха. Американцы считали, что русская система: «сберегает время и деньги» (Mass., Inst. of Technology – «The Russian system» shop wоrk instruction for engineers and machinists. Boston, Press of A.A. Kingman, 1876). Внедрение русской системы обучения в США принесло поразительные результаты: по результатам исследования Kauffman Foundation, эффект от MIT выпускников, создавших свое дело, таков – их совместный «бизнес» занял бы 17-ю строчку в рейтинге экономик в мире.

Перевод письма  Д.Рункля - Делла-Восу от 30.08.1876

Перевод письма Д.Рункля — Делла-Восу от 30.08.1876

Пока еще не появилось исследование, посвященное экономическому «весу» выпускников нашего университета. Но стоит вспомнить двух легендарных инженеров – Владимира Шухова и Сергея Королева, — и сразу ощущается их весомый вклад в экономику России. Наверняка и нынешние выпускники, преуспевшие в бизнесе, могут помогать родному училищу, как помогали в давние времена: как писало Русское Слово 15 (2) августа 1901 года, состоялась закладка «здания лаборатории по механической технологии волокнистых веществ, сооружаемого на капитал в 100 000 рублей, пожертвованный потомственною почетной гражданкой Марией Федоровной Морозовой. Лаборатория будет носить имя покойного супруга жертвовательницы Т.С. Морозова». В училище учились многие представители династии, оставившие добрую память, но на здании нынешних факультетов МТ и ИБМ пока еще нет памятной доски об этом событии. А если она появится, то на ней можно высечь слова, которые часто повторяла Мария Федоровна, ссылаясь на мужа: Делай так, чтобы тебе было хорошо, а другим не было бы плохо.


Теги:, , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Страница КЛИП в Фейсбук

@CLIPRUSSIA

КЛИП в контакте

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП - Клуб Инженерных Предпринимателей.
При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Контакты

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.7
МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518. СХЕМА ПРОХОДА
Телефон: +7 (499) 267-17-84
Группа Вконтакте; Группа в Фейсбук

Подписаться на новости

Введите e-mail