ESKIMO КРИТА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП

Наталья Салиенко, Алексей Москвич и Григорий БаевВо времена СССР каждый житель страны мог лакомиться мороженым «ЭСКИМО». И не просто лакомиться – десятилетиями бренд не терял своей «зимней» свежести, особенно летом. Вчера вернулся с курорта Херсониссос. Там я проживал в отеле Hersonissos, который Туроператор TUI продает как отель 4 +, и увидел эскимо Крита – в махонький холодильник с таким названием с трудом помещались две бутылки минералки, бутылка критского вина и персики или виноград.  Представитель принимающей стороны — компании  AMBOTIS Артем Богословский на вопрос о том, что этот отель явно не звездный, скромно заметил, что в основном отельный бизнес Крита семейный и стоит делить его на категории А, В, С и Д. Теперь у меня есть все основания обратиться за консультациями в Центр семейного бизнеса МИРБИС, который возглавляет профессор Наталья Салиенко. Именно она в марте этого года на Всемирном конгрессе предпринимателей блестяще вела панельную дискуссию Секрет фирмы: тонкости семейного бизнеса. Там мы с Алексеем Москвичем и Григорием Баевым внимательно слушали экспертов, но никаких секретов не узнали. Но на Крите я выяснил вот что: 

 SAMSUNG DIGITAL CAMERAХолодильник с надписью ESKIMO замечательно вписывался в скудную обстановку номера и чем-то неуловимо напоминал легенду советского производства — холодильник «САРАТОВ 2». Он выпускался в то время, когда началось массовое строительство хрущевок, где все радовались малогабаритным, но своим, кухням. Наверно, и в это время или чуть позже проснулся отельный бизнес Крита, куда шагнули семейные капиталы. Модель такого бизнеса проста – на массовом клиенте делать деньги. И ничего более. Никаких, как в Испании, анкет гостей о качестве обслуживания, всё просто, по-семейному: официанты в ресторане, ежедневно отрабатывающие сезон отпусков, такие же горничные, крутые бармены в черном, играючи бросавшие  в бассейн подвыпивши барышень, скромный представитель семьи, каждый вечер обходивший вверенную ему территорию.

SAMSUNG DIGITAL CAMERAНо рядом в городке так же конкурировали за клиента простые семейные бизнесы. В основном они подлавливают его на том, чтобы он зашел с палящей жары в прохладу, там и остался, и оставил свои деньги. Но в этом водовороте бизнеса я обнаружил жемчужины семейного бизнеса. Первой стала компания Kosta-Maria Jewellers, отметившая в этом году свое 30-летие.  Мистер Антонис, сын основателей, с гордостью показывал мне пухлый семейный альбом, где на первых фотографиях в домашних условиях стартовал их бизнес – там принимали клиентов, там же находилась мастерская. Он сетовал на то, что пока дети не ощутили вкуса настоящего бизнеса, а Татьяна, консультант по драгоценностям, рассказала о том, что главный секрет  Kosta-Maria Jewellers в том, что покупателям ничего не навязывают, показывая товар, причем товар высшей категории качества. Она знает не только всё о самих драгоценностях, но и о том, как они изготавливаются, чем отличаются от схожей продукции… Словом, только показывает товар. А клиент сам выбирает. Такая модель бизнеса принесла весомые плоды: от семейной мастерской фирма выросла до группы из трех салонов, а ведь еще есть и продажи по каталогам. Красавица Татьяна так же отметила, что владельцы не экономят на консультантах, ведь именно они находят путь к сердцу и кошельку клиента.

SAMSUNG DIGITAL CAMERAПуть к сердцу и кошельку клиента нашли и наши соотечественники, основавшие в 1991 году компанию Sparrow travel. В буклете сообщается, что она предлагает только качественные услуги. Анна, очаровательная дочь основательницы, днюет и ночует в офисе – с 9 до 12 и с 18 до 23 встречает клиентов. Прогуливаясь по набережной, мы с супругой постоянно видели её в обществе туристов. Экскурсия на плато Лассити, заказанная в компании, оказалась и познавательной, и интересной. Экскурсовод Елена замечательно рассказывала о том, что мы видели из окон шикарного шаттла, и то, что было на местах его остановки: мы посмотрели деревни плато, побывали в монастырях, заехали в экодеревню, где есть гончарная мастерская и действующий ткацкий станок.

SAMSUNG DIGITAL CAMERAИменно на плато Лассити произошла моя третья встреча с настоящим семейным бизнесом Крита – простой таверной, куда я умыкнул свою чудную супругу, оставив экскурсантов один на один с массовым обслуживанием. Так вот, небольшая таверна, столиков на 20, оправдала наши ожидания на 100 %. Бармен Манолис, услышав мой призыв о еде, мигом накрыл стол белоснежной скатертью, поставил приборы и началось пиршество: вслед за запотевшим графином восхитительного белого вина на столе с невероятной быстротой начали появляться настоящие критские деликатесы. Описывать далее не могу, началось обильное слюноотделение… Добавлю лишь, что я познакомился там с двумя парнями — Янисом (Иваном) и Василием. Им то я страстно излагал по-английски свои впечатления о приеме…

Оказывается, отделить настоящий семейным бизнес от липового легко – надо только посмотреть, что и как предлагается клиенту. Как тут не вспомнить лекцию Раисы Деминой, которая сказала, что очень важен на сегодняшний день общественный запрос на честность и прозрачность: у нас абсолютно белое предприятие, мы принимаем людей, которые близки нам по духу и духовным ценностям, мы стараемся культивировать честность, чтобы была в взаимоотношениях и в компании между людьми, и честные мы перед своим потребителем, прежде всего.

Так что и Наталью Касперскую можно будет 9 сентября спросить и о секретах бизнеса семейного: например, как пояснил в одном интервью Игорь Ашманов, муж Натальи, у компании «Наносемантика», 2010 года у нас стабильно рост на 50-100% из года в год. В год мы делаем до пятнадцати-двадцати заказных проектов, ближайший план – выйти на показатели в 40-50 проектов в год. В общем и целом, мы с женой потратили на «Наносемантику» больше $2 млн.


Теги:, , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Error: Access Token is not valid or has expired. Feed will not update.
This error message is only visible to WordPress admins

There's an issue with the Instagram Access Token that you are using. Please obtain a new Access Token on the plugin's Settings page.
If you continue to have an issue with your Access Token then please see this FAQ for more information.

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2018 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.