ШКАЛА КУЗЬМИЧЁВА. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент — 11 БАЛЛОВ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип, Новости КЛИП

Профессор Владимир Малявин, самый, наверное, главный специалист по Китаю, недавно дал большое интервью ОРТ, где обстоятельно рассказал об истоках нынешнего экономического чуда. Там есть такие интересные моменты:

Китайский бизнес в этих 70% почти исключительно семейный. Если компания разрастается и богатеет, от неё тут же отпочковываются какие-то новые отделения. То есть это целая сеть, в которой каждая ячейка этой сети поддерживается всеми другими. Отсюда его невероятная стабильность. Разориться в Китае очень трудно, потому что всегда есть 100 человек, которые вам помогут в этой ситуации – родственники и не родственники. Вот в этой мелкой ячеистой сети происходит эта повседневная жизнь общества.

И есть стратегические моменты, которые делает государство, управляет. Допустим, создание сети скоростных железных дорог. Невероятный план, который китайцы сделали в течение буквально нескольких лет. Китай покрылся сетью скоростных железных дорог, где поезда движутся со скоростью 300 км/ч. А вокруг станций построены новые города по 100 000 человек, абсолютно новые. Абсолютно новая железная дорога.

А еще профессор пишет замечательные книги. Об одной из них – Китай управляемый, 11 декабря 2007 года в газете Ведомости (№234 (2008) вышла моя рецензия Китайская паутина

Владимир Малявин

Китай управляемый. Старый добрый менеджмент — М.: Европа, 2007 — 304 с.

Оказывается, идиома «время – деньги» неприменима для Китая. Деньги в Китае – нечто другое, но по значимости не меньшее. Профессор Владимир Малявин, погружающий читателя в «старый добрый менеджмент» Поднебесной, знает не понаслышке, что «деньги в китайском обществе – главное выражение и мерило любви и чувства солидарности». Не только на работе, но и в семье: например, на Новый год детям дарят только красные конверты с деньгами.
Объясняя, почему для китайцев «деньги без жизни – ничто, но и жизнь без денег лишена ценности», Малявин пишет: «Менталитету китайцев свойственен некий всеобъятный и в своем роде очень устойчивый баланс денежной экономики, трудового процесса и переживания жизни как таковых». В качестве примера можно привести мнение гонконгского предпринимателя Чжун Бою на, совладельца компании по доставке экспресс-почты DHL, считающего, что «на жизнь можно смотреть как на бизнес: в ней есть клиенты, продукция и услуги; в ней имеются стандарты качества продукции, и в ней есть прибыли и убытки… Каждый из нас является действующим агентом, который имеет общественные контракты для того, чтобы предоставлять услуги всем людям, с которыми мы входим в отношения, и самим пользоваться их услугами».
Баланс в бизнесе и жизни призван поддерживать хозяин/руководитель – по-китайски лаобань, обладающий «всей полнотой информации о положении предприятия, что позволяет ему поддерживать подобающую дистанцию с работниками». Малявин пишет, что от руководителя в Китае «требуется доскональное знание положения дел и особенно отношений в коллективе – только так он может оправдать звание босса, да и попросту сохранить авторитет». В книге приводится и типичное заявление удачливого китайского бизнесмена: «Я один заключал сделки с иностранными партнерами. И я же вел дела с местными предпринимателями. Я сам делал закупки. Я также занимался техническими вопросами производства…» Когда эти отдельные «я» встречаются друг с другом, возникает «тонкая паутина деловых связей», опутывающая мир. «Важная особенность китайского делового уклада, – считает Малявин, – общая аморфность отдельных конгломератов компаний и всей бизнес-паутины делового сообщества при наличии твердой патерналистской власти хозяина в каждой семейной или в лучшем случае преимущественно семейной фирме». Именно поэтому, по его мнению, трудно составлять кредитные рейтинги для китайских корпораций; а «агентства и консалтинговые фирмы, как правило, не могут сказать ничего конкретного ни о происхождении китайского капитала, ни, главное, о методике принятия решения в китайских компаниях».

ЦЕННЫЕ МЫСЛИ

О живучести

… китайцам свойственно незыблемое доверие к естественному течению жизни и базовым институтам общества. Этим, помимо прочего, объясняется и необыкновенная живучесть традиционного китайского уклада жизни, и успех китайцев на поприще коммерции и финансов. Везде, где есть хотя бы тонкая паутина деловых связей между китайцами, последние имеют заведомое преимущество перед местным населением, часто вовлеченным во всевозможные внутренние разбирательства.

О трактовании жизни

…что только в Китае жизнь с древности трактовали в отношениях взаимодавца и заемщика: считалось, что при рождении человек как бы получал из «небесной сокровищницы» некий кредит в виде определенного запаса жизненной энергии, и человек умирал, когда этот кредит был потрачен целиком. Бумажные деньги тоже впервые появились у китайцев: их сжигали в дар умершим предкам, которые тоже нуждались в деньгах для поддержания своего призрачного существования в загробном мире.

О деньгах

Для китайцев деньги без жизни – ничто, но и жизнь без денег лишена ценности. Более того, деньги в китайском общества являются главным выражением и мерилом любви и чувства солидарности в рамках той же семьи, где первостепенное значение придается именно материальным интересам.

О подарках и талисманах

Китайские же родители дарят детям на Новый год красные конверты с деньгами, давая им наглядный урок важности денег как личной симпатии. Те же красные конверты (и ничего кроме них!) дарят новобрачным в день их свадьбы. Деньги в из разных эстетизированных разновидностях – в виде связки старинных монет, особого «дерева, с которого трясут деньги», и т.п. – служат талисманами и являются составной частью праздников.

Для всех читателей

… по китайским представлениям, жизнь нужно использовать для того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы жить воистину, нужно быть богатым.

О хозяине-управляющем

От хозяина-управляющего китайской фирмой или предприятием вообще требуется доскональное знание положения дел и особенно отношения в коллективе – только так он может оправдать свое звание босса, да и попросту сохранить авторитет. Управлять, в китайском понимании, способен только тот, кто умеет, как говорят китайцы, «вникать в суть каждого дела».

О семейный предприятиях

Китайские исследователи выделяют три основных этапа развития семейных предприятий в китайском обществе с точки-зрения семейно-клановой структуры. На начальной стадии такое предприятие ограничивается рамками простой семьи и ее ближайших родственников – в основном родными братьями его главы. Занимается оно, как правило, только одним видом торговли или услуг.

При благоприятных условиях семейное предприятие вступает в этап «роста». Последний характеризуется вовлечением в предприятие боковых ветвей клана и участием в его деятельности родственников двух-трех поколений. Организация, таким образом, приобретает свою иерархию, в рамках которой младшие родственники находятся в подчинении у старших. В старом Китае было распространенным явление, когда старший родственник предоставлял свои средства младшему родичу для ведения торговли.

Третий этап соответствует «зрелости» предприятия. Для него характерно значительное количественное расширение организации, диверсификация ее деятельности и распределение руководящих должностей между представителями старшего поколения, многоуровневая стратификация по поколенческому и возрастному признаку.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Владиславович Малявин – доктор исторических наук, работал в МГУ им. М. Ломоносова и РАН, в настоящее время профессор Тамкангского университета (Тайвань).

 


Теги:, ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности