СЕМЬ ЧЕЛОВЕК ИЗ СОРОКА ЧЕТЫРЕХ НАРКОМОВ

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Новости КЛИП, Русская система обучения ремеслам

на экранеВ преддверии великого праздника 9 мая уместно напомнить  всем слова Александра Демина, сказанные им на Второй конференции ДЕНЬ РУССКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕМЕСЛАМ: В годы Великой Отечественной войны семь выпускников были министрами СССР – семь человек из сорока четырех наркомов. Ни один вуз страны такого количества не дал, и было это во время тяжелейшей войны. Оцените, сколько сделала наша Бауманка для победы! Что добавить к этим словам? Только пожелание, чтобы судьбы этих наркомов и тех, кто прошел войну нашли отражение в альманахе, посвященном истокам и традициям университета. Вот, кстати, публикация в газете Бауманец, где о буднях войны вспоминает ветеран факультета «СМ» Борис Константинович Ковалев:  
Всего три года спустя, после организации в 1938 году, факультет был подвергнут жесточайшим испытаниям первых лет войны. Я впервые переступил порог факультета всего через два года после его создания  в 1940 году, и вместе с факультетом  прошел эти годы. Только что сдали экзамен весенней сессии 1941 года,  ребята еще не успели разъехаться по домам, как началась война. Война расколола коллектив – часть ребят ушли на фронт, остальным было предложено эвакуироваться в Ижевск. То было не бегство от фронта, а намерение в Ижевске быстро получить специальность и идти работать на оборонные заводы.   Я, забракованный еще при призыве к службе в армии по зрению, решил отправиться в Ижевск… 

на конференции21 апреля 2015 года зал заседаний Ученого совета университета постепенно наполнялся гостями конференции. Его торжественная атмосфера передавалась всем: потомкам, которые пришли рассказать о своих предках; авторам альманаха, им тоже было о чем рассказать; гостям, которые знакомились друг с другом, листали страницы первого тома альманаха, полученные при регистрации.

открытие конференции - Сергей КоршуновРовно в 13.00 Сергей Коршунов, проректор по учебно-методической работе университета, открыл конференцию. Он напомнил всем, что русская система обучения ремеслам завоевала многочисленные награды на выставках,  легла в основу инженерного образования в США, сослался на публикацию в альманахе, где представлен перевод брошюры Джона Рункля, директора МТИ, изданной в позапрошлом веке. А еще он сказал о том, что через 100 лет после тех событий делегация МТИ прибыла в МВТУ им. Баумана и подарила памятную медаль в знак благодарности за тот вклад, который этот метод внес в подготовку инженеров Америки. Говоря о днях нынешних, Коршунов особо отметил:

Сейчас нам надо вспоминать наши достижения, не стесняться, кстати, потому что сейчас появляются новые, современные названия тех технологий, посвященные подготовке инженеров: например, метод CDIO. Это аббревиатура ступеней творческого процесса: Conceive, Design, Implement, Operate — «придумай, спроектируй, реализуй, управляй». Он был организован представителями Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) в конце 90-х годов. Но если присмотреться к нему внимательно, то, по сути, это и есть современное изложение нашего русского метода подготовки инженеров. Он достаточно прост – фундаментальная подготовка, глубокая практическая связь образования с производством, управление им, производством. Это звучит просто, а создать это – дело непростое, требующее большого интеллектуальных затрат, потому что инженерное дело – это не бумажное дело.

Он также предложил участникам конференции заглянуть в современные лаборатории университета. Добавлю, что всех ближе к вечеру ждала презентация суперсовременного станка на кафедре МТ 1.

Коршунов так же добавил, что совсем недавно в университете открыли кафедру инновационного предпринимательства, которой руководит выпускник Сергей Ренатович Борисов. Истоки этой кафедры в людях, которые закончили и ИТУ, и нынешний университет, закладывали основы предпринимательства, — напомнил Коршунов, — Должен заметить, что в на рубеже прошлых веков сложилась целая система, когда купцы, достигнув определенного уровня, видя необходимость повышения статуса, видя усложнение техники, отдавали своих детей как правило в технические вузы. А их было мало – ведущим было ИТУ. Такие примеры можно найти практически  во всех именитых фамилиях деловых людей. Дальше их пути были совершенно различны – это и продолжение купеческой линии, и научные, и инженерные должности. Но везде они, как правило, были успешны.

Галина БазанчукГалина Базанчук, директор музея, представив коллег из дружеских музеев и потомков выдающихся выпускников, как всегда эмоционально зажгла аудиторию:

Мы все привыкли к стереотипам, а оказывается, в истории университета столько нового интересного, столько было неординарных личностей, тех, кто прославил наше учебное заведение! Недавно я от одного авторитетного товарища услышала упрек, а что ты опять лезешь в историю? У нас же есть Сергей Павлович Королев и другие титаны! Но ведь о нем и книги написаны, и конференции идут о нем, выставки разные, а кто знает про Алексея Платонова? У нас в музее есть фотография, где он изображен: там с одной стороны Дмитрий Советкин, а с другой стороны – Платонов. Нельзя авторство русского метода обучения приписывать одному Советкину, так же были и замечательные директора училища, и другие люди, которые создавали этот метод. 

Конечно, она права. И об этом здорово говорил потомок Платонова, автор первого тома альманаха, Михаил Вашковьяк:

Я очень рад присутствовать в этом старинном здании, в котором прошла вся жизнь моего прадеда – от юности до преклонных лет. Он принимал активное участие в создании мастерских, в подготовке экспонатов для всемирных выставок в разных странах. Прослеживая связь поколений,  могу еще сказать, что в этом зале была церковь Марии Магдалины. У Николая, сына Алексея Платоновича, унаследовавшего мастеровые навыки своего отца, здесь проходило венчание.  Эту публикация я посвятил истории моей семьи, и это только первая часть.

Сергей Коршунов поделился подробностями поиска материалов для публикации:

Поиски материалов для публикации шли очень интересными путями: например, среди потомков Леонида Петровича Миндовского есть Евгений, который написал воспоминания. Хорошая книга. В ней промелькнула информация, что мой герой был профессором в Мосрыбвтузе – Московском рыбном институте. Когда я собрал много информации, то задумался – что-то я рыбный институт не исследовал. Вспомнил, что его в 50-х годах перевели в Калининград, сейчас это Калининградский государственный технический университет. Я позвонил туда и написал с просьбой посмотреть, что осталось в архиве о нашем выпускнике. Недели через три я получил от директора университета письмо с приложением многих отсканированных документов. Они нашли личное дело Леонида Петровича.

выступают авторы альманаха Александр Демин напомнил всем не только о том, сколько наркомов дало училище нашей стране, он говорил о великом артисте первой половины минувшего века:

Очень приятно выступать перед неравнодушной аудиторией. Одна из наших задач – сберегать то лучшее, что было в прошлом и использовать его в настоящем для создания будущего. Я в альманахе опубликовал статью о великом актере – Борисе Васильевиче Щукине. Все, кто вырос в Советском Союзе знали его прекрасно. А ведь он не закончил училище только потому, что шла Первая Мировая война. Борис Васильевич прошел краткий курс обучения в военном училище и стал офицером, принимал участие в боевых действиях. Потом ему пришлось поработать и помощником машиниста, и слесарем. А затем его способности заметил Евгений Вахтангов. И он стал актером.

После описания карьеры Щукина, он сказал:

Когда я начал заниматься историей наших выпускников, я был поражен – сколько людей мне известных с юности, из книг, оказываются на проверку выпускниками училища.  В годы Великой Отечественной войны семь выпускников были министрами СССР – семь человек из сорока четырех наркомов. Ни один вуз страны такого количества не дал и было это во время тяжелейшей войны. Оцените, сколько сделала наша Бауманка для победы!

выступает Илья ВолчкевичИлья Волчкевич — один из немногих, кто долго и тщательно изучает историю университета. В своей презентации он осветил основные этапы развития университета и закончил её так: Наши выпускники ценились и тогда, 150 лет назад, ценятся и сегодня.

выступают потомкиА потом я, после выступления о том, как хорошо бы посчитать вклад в дело строительства мировой экономики, предложил провести педагогический эксперимент. За столом президиума расположились серьезные дамы – потомки выдающихся выпускников и я попросил их назвать 5 качеств предков, которые сделали их такими знаковыми людьми. Мне помогали Алена Лашина и Ярославна Рыкова, наши замечательные студентки.

Алена Лашина и Ярославна РыковаИтог «подбора» качеств таков:

  • Все они были очень доброжелательными людьми
  • Обладали широким кругозором и были разносторонними личностями
  • Были патриоты своего училища
  • Умели общаться с людьми и создавать творческую, дружескую обстановку в коллективе
  • Поддерживали инициативу своих сотрудников

Григорий БаевЗатем я предложил Григорию Баеву, своему коллеге по кафедре и общим хорошим делам, рассказать о том, как он посетил музей МТИ. Он побывал там в 2013 году, познакомился с директором музея Джоном Дюрантом (John Durant), передал ему привет от Галины Базанчук и памятный сувенир — копию письма президента МИТ Джона Рункла о принятии на вооружение русской системы обучения. Мистер Дюрант отметил, что это очень любопытный документ, свидетельствующий о давних и тесных связях МГТУ и MIT. «Когда-то мы учились у Вас!» — улыбнулся Дюрант. – сказал Григорий Баев.

Затем все участники отправились в музей университета, где вновь встретились с истоками и историей. Фотографировались на фоне экспонатов, многие из которых помнят руки и дыхание тех, кто учился в Слободском дворце. Вскоре многие из них увидели другой экспонат – новый станок кафедры МТ1.

презентация станка на кафедре МТ 1Павел Быков и Александр Семенов рассказали, как можно найти общий язык с этой заморской махиной.

Елена Шухова у мастерской В. ШуховаА в это время Елена Шухова тихо зашла в старую полуподвальную мастерскую, где студент Володя Шухов создал свою чудо-форсунку.

Никифоров, Шухова и КлимочкинТам она познакомилась с Кузьмой Климочкиным и Иваном Никифоровым. Интересно, сможет ли Иван  Никифоров повторить путь Шухова, который начинал в этой же мастерской?Иван

Фото Николай Демчук, Юлия Котиева


Теги:, , , , , , , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности