ГЛАВНОЕ — ЭТО СПЛОЧЕННАЯ ВОКРУГ ИДЕИ КОМАНДА

Опубликовал Григорий Баев от . Опубликованно в Интервью с Клиподелом

exoatlet

В национальном медико-хирургическом Центре имени Н.И. Пирогова начались клинические исследования первого российского медицинского экзоскелета — «ЭкзоАтлет». Он предназначен для реабилитации людей, полностью или частично потерявших возможность ходить — сообщает Российская газета о проекте EXOATLET. Впечатляющие возможности экзоскелета на 24 заседании КЛИП представила Екатерина Березий, со-основатель и CEO проекта. Например, пилот Ярослав Святославский с помощью ЭкзоАтлета спокойно вышагивал по 4 этажу главного корпуса МГТУ. А в нашем традиционном интервью Екатерина ответила, насколько важен  бизнес-опыт для руководителя технологического стартапа. Почему ничего не теряешь, уходя в свободное плавание с позиции топ-менеджера? А также как организовать продвижение стартапа на центральных каналах и федеральных СМИ, не потратив ни копейки?

berezij

Екатерина, расскажите, как Вы попали на Мехмат в МГУ?

У меня была сильная школа и сильные родители, которые всегда мечтали о Мехмате))

Что запомнилось за годы учебы?

Помимо огромного количества математики и лабораторных работ, запомнилась физкультура, которую нельзя было прогуливать. Я хорошо играла в волейбол, записалась в команду, и таким образом легко сдавала зачет по физкультуре. Еще запомнилась сдача философии…

Считается, что Мехмат — сугубо мужской факультет, девушек там очень мало. Накладывало ли это свои особенности на обучение?

Могу сказать, что молодых людей, с которыми интересно общаться, тусить, там тоже было не очень много. Очень много ребят, которые фанатично поглощены математикой, но при этом мало обращают внимание на окружающий мир, друзей, знакомых. Мы в своей компании жили полной жизнью.

berezij2

После учебы Вы окунулись в бизнес. Расскажите об этом опыте.

Я бы так не сказала, что я окунулась в бизнес. Я просто пошла работать. И мне повезло — моя первая работа была работа-мечта. Я была менеджером в Студии Артемия Лебедева в только что созданном тогда отделе промдизайна. Один из самых запомнившихся проектов — это разработка дизайна микроволновой печи для Самсунга. Наша команда очень серьезно переработала ее дизайн и интерфейс, причем так, чтобы это было красиво и при этом технологично, функционально, удобно в использовании. Дизайн пошел в серию по всему миру. Это был интересный проект. В Студии в течение четырех лет я руководила отделом промышленного дизайна, отвечала за взаимодействие с клиентами, ведение проектов и планирование.

С компанией Самсунг связан один из наших экспертов — Дмитрий Кузнецов, директор Google по маркетингу в России. В свое время он был вице-президентом Самсунга по направлению телеком, и его команда разработала первый в мире телефон с двумя сим-картами — SamsungDuos. Разработка также получила глобальное признание.

Екатерина, в бизнесе Вы добились немалых высот, занимали топовые позиции с солидным жалованием и бонусами. Расскажите, как Вы решили уйти в стартап, отказавшись от сложившегося уклада жизни?

Вы знаете, я не от чего не отказывалась. Я ведь была наемным сотрудником, пусть и топ-менеджером. Меня очень легко могли перевести на другую должность, на новое направление. Да и у каждой позиции есть свой жизненный цикл. До ухода в стартап я более четырех лет была директором по маркетингу и продажам крупной сети автосалонов (ГК КМ/Ч). В период роста автомобильного рынка было реализовано много интересных проектови внедрено разных технологий. В тот момент и возникло понимание, что пришло время сделать что-то из ряда вон выходящее. что может сделать жизнь людей лучше. И так сложилось, что я встретилась с коллегами из МГУ, которых я уже давно знала — потрясающей творческой командой, которая занимается очень интересными перспективными разработками в области робототехники. Но они именно инженеры, разработчики, математики и программисты. Про коммерциализацию роботов они раньше не думали и, к сожалению, их разработки шли на полку. Очевидно, чтобы довести  результат до широкого потребителя и превратить все это в бизнес, нужны менеджеры. Вот  мы с Михаилом Крундышевым, долгое время возглавлявшим российское представительство BBK, и решились выступить в этой роли. Так у нас сложилась классная команда.

Какие были первые шаги?

Первым делом мы провели исследование, насколько перспективно заниматься экзоскелетами, какие ниши являются самыми востребованными. Ведь есть разные экзоскелеты — для военных целей, для разгрузки рабочих, для спасательных операций и других применений. Мы посетили разные выставки и конференции по этой тематике в России и за рубежом. В итоге у нас сложилось четкое представление, что лучшая ниша для нас — это медицинские экзоскелеты для восстановления опорно-двигательной системы.

Екатерина, насколько  сложно было решать вопросы с командообразованием, мотивацией?

Нам очень повезло, что нас пригласила в проект уже сложившаяся мотивированная команда. В нее необходимо было добавить только некоторых недостающих профессионалов.

Как Вы решали вопросы с продвижением?

Мы очень активно выступали и выступаем на всех выставках и мероприятиях по инновациям и тематике робототехники. В некоторых мы участвуем вместе со Сколково и РВК. В 2014 году мы заняли первое место на StartupVillage, вошли в пятерку финалистов GenerationS, стали резидентами Сколково, выступили на всемирной олимпиаде по робототехнике в Сочи. Поначалу научная часть нашей команды недоумевала, зачем мы так активно участвуем в мероприятиях, ведь они не несут молниеносной отдачи в виде денег и вроде польза от них не очевидна. На самом деле, участие помогло нам сохранить огромное количество времени и денег на продвижение. Мы ни копейки не заплатили за PR, при этом о нас уже есть сюжеты почти на всех центральных  каналах, публикации в федеральных СМИ. И мы очень благодарны за эту помощь фонду Сколково и лично Альберту Ефимову, огромное спасибо РВК и акселератору GenerarionS, которые продолжают нам помогать и приглашать на очень интересные форумы. После выступления на каждом мероприятии с нами обязательно связываются различные СМИ, и мы стараемся никому не отказывать. Такое мощное продвижение помогло привлечь к участию в проекте уникальных специалистов, лучших в своем деле. Например, мы начали совместные клинические исследования с НМХЦ им. Н. И. Пирогова, благодаря ведущему реабилитологу Вадиму Дамировичу Даминову. Чтобы самостоятельно найти мотивированных профессионалов, пришлось бы обить много порогов, потратить уйму времени с непонятным результатом. Помимо этого к нам на сайте самостоятельно записываются будущие пилоты-испытатели Экзоатлетов.

Также PR полезен и в привлечении инвесторов.

berezij4

С какими проблемами Вы столкнулись в привлечении финансирования?

Самая основная проблема заключается в том, что проект наш на стыке медицины и робототехники, что весьма сложно и непонятно для большинства инвесторов. Очень часто на выставках и на встречах мы слышали: «У вас классный проект! Но мы не можем в него вкладывать, так как ничего в нем не понимаем». В России есть инвесторы, специализирующиеся на IT-проектах, появились и те, кто инвестирует в медицину и  даже в робототехнику. Но те, кто вкладывает в робототехнику,обычно не знакомы с медицинским рынком и боятся сертификации. Благодаря мощному продвижению, мы нашли инвестора, который является профессионалом в медицине и интересуется роботами. Есть еще у нас и два бизнес-ангела, у которых правильные с нашей точки зрения ценности и жизненные  принципы , которые нам поверили и, очертя голову, вложили по несколько миллионов в наш проект.

Екатерина, возможно ли заниматься таким сложным проектом, не имея за плечами такого богатого бизнес-опыта, как у вас с Михаилом? Плюс Вы вложили в проект немало собственных средств — несколько десятков миллионов рублей.

Думаю, что этим проектом можно было бы заниматься и без собственных средств. Но подход был бы другой. Нужно было бы собрать команду, которая бы участвовала в госзакупках и контрактах по тематике робототехники. А на заработанные деньги, в свободное от контрактных обязательств время заниматься развитием ЭкзоАтлета. В этом случае сроки реализации и динамика развития проекта были бы совсем другие. Возможно, проект тогда бы не имел шансов выйти на глобальный рынок, поскольку за рубежом уже есть похожие проекты с хорошим финансированием.

Ну, а бизнес-опыт —штука безусловно очень полезная. Позволяет увернуться от многих граблей.

berezij3

Екатерина, ваша команда занимается разработкой Экзоатлета и его сборкой, если я правильно понимаю? Насколько  сложно найти надежных поставщиков комплектующих?

Наша команда занимается разработкой ЭкзоАтлета — программированием, созданием математических алгоритмов работы, инжинирингом и конструированием несущих деталей и микросхем. Комплектующие изготавливаем мы на стороне. Надежных поставщиков найти непросто, поэтому важность такой находки мы высоко ценим.

Екатерина, какие на Ваш взгляд, ключевые факторы успеха в технологическом стартапе?

Я считаю, что это сплоченная команда и постоянный контакт с потребителями. Команда должна быть объединена вокруг большой и понятной всем идеи, польза и нужность которой очевидна для целевой аудитории.

 


Теги:, , , , , , , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Григорий Баев

к.э.н., преподаватель кафедры «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э. Баумана; Центр управления производством, руководитель; КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей, со-основатель; Летняя школа инженерного бизнеса КЛИППЕР, руководитель

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2017 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.