ПОСТРОИТЬ СВОЙ ЧАСТНЫЙ КОСМОДРОМ, ОТКРЫТЬ СВОЕ ЧАСТНОЕ КБ!

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Отчеты об открытых лекциях

Генеральный директор Delphi Automotive Plc Кевин Кларк уверяет, что сейчас «стоимость качественного набора из железа и софта для беспилотника варьируется в диапазоне от 70 до 150 тысяч долларов. Развитие технологий и быстрое увеличение масштабов производства приведут к тому, что стоимость упадет до $5 тысяч». И хочется ему верить: например, компания Waymo, удешевила лидары для своих беспилотников — самого дорогого их компонента. На момент запуска проекта готовые лидары обходились в $75000, тогда Waymo начала производить свои, которые оказались дешевле в 10 раз. Генеральный директор компании M-INDUSTRIES, разработчика беспилотных аэрокосмических систем с искусственным интеллектом, не бравировал цифрами, а просто принес свой беспилотник на лекцию «Дрон-биатлон и рой беспилотников с искусственным интеллектом. Как создать собственный Lockheed Martin». А еще там были волшебные очки, позволяющие увидеть будущее. Лекция началась с философского вопроса: как я до этой жизни докатился?

Излагать суть лекции легко, ведь беседовал с публикой хороший и вдумчивый человек. Так что я просто немного отретушировал его речь:

К 2017 году частное КБ я открыл.

Липатов:

Родился в 1986 году в Москве, в семье очень авиационной – отец работает в ЦАГИ, брат закончил кафедру ЦИАМ. У меня не было никаких вариантов, кроме как стать а стезю авиаконструктора. В три года я у своего брата взял ГДРовскую модель СУ 7Б, такого самолета, очень редкую, брат у меня подрабатывал переводчиком в свое время, чтобы эту модель купить, и я её склеил. То, как я её склеил, другой вопрос, там что-то было не туда приклеено, например, те же самые стабилизаторы, но это не суть – после этого мне стали каждый год давать по модельке самолета, я свой уровень старался все время повышать. У меня не 31 модель, у меня на какой-то момент – при поступлении на Физтех – у меня было 287! Все они были сначала одного масштаба. Но были и более большие экспонаты. Всегда у меня была цель, мечта – создать свой ракетоплан! Благодаря этому проекту меня и взяли в Бауманку! Это было в 2002 году! Я предложил на работу Ойгена Зенгера проект Серебряная птица (Silbervogel) – где поставил сверхзвуковой прямоточный реактивный двигатель. Конечно, не без помощи старших товарищей и родственников. Я до сих пор считаю, что проект можно развить и это является одной из моих жизненный целей – построить свой частный космодром, открыть свой частное КБ! К 2017 году частное КБ я открыл. Оно, конечно, еще в зачаточных формах пребывает, но главное – это желание и стремление двигаться дальше.

После краткой автобиографии лекция превратилась в диспут, ведь Липатов серьезно спросил: у кого из вас есть мечта? Она связана с вашей альма-матер?

Отозвалась Мария Барбашова:

В будущем мне бы хотелось стать организатором предприятия, связанного с техникой. И, в последствии, развивать его. В МГТУ я поступила именно на направление экономика и организация производства, чтобы понять, как именно организовать свое дело.

Липатов:

А какие сроки вы ставите для этого?

Мария:

К 30 годам должно быть предприятие.  

Пожалуйста, сравните цель Михаила и Марии. Они отличаются и по времени, и по весу.

…и вешаем пропеллер на МИГ 21.  

Липатов:

Возвращаюсь к теме как моя жизнь развивалась. Я поступил на Физтех в 2003 году и там возглавлял секцию авиамоделизма: мы делали модельки самолетов, это были летающие модели. Постоянно нас деканат возвращал из отделения милиции Жуковского. Один раз мы запустили модель с ракетным двигателем – модель крылатой ракеты. В нее была заложена карта города Жуковского. Моя задача была не пойти на английский язык, на контрольную. Так что в модели была цель отдалить преподавательницу английского языка. Слава Богу, мы этого не сделали, а кафедра физики дала нам три лазерных гироскопа для модели. На стартовой площадке модели нас уже ждали доблестные сотрудники Федеральной службы безопасности. Наше общение с этими службами только началось: нас отпустили, но сказали, что такое делать не надо. Мы, конечно, извинились перед всеми и сказали, что так больше не будем, а будем работать на благо родины. Так оно и получилось, но перед этим были свои «истории»: например, после того, как мы сдадим гос по физике, мы залезаем на самолет в Жуковском и вешаем пропеллер на МИГ 21.  

Там еще и Сорбонна была.

Липатов:

В 2009 году, когда я закончил Физтех, была конференция, посвященная 90 летию ЦАГИ. Я сам выбрал в качестве базовой организации ЦАГИ и, соответственно, внутри этой организации я выбрал отделение авиогидромеханики. Моя работа выпускная касается течения Куэтта — Тейлора – это течение вязкой жидкости, возникающее между двумя вращающимися с разными скоростями соосными цилиндрами под действием сил вязкого трения. В учебнике Ландау-Лившица выведен критерий устойчивости вращательного движения для несжимаемого случая, я вывел для сжимаемого случая. Применяется это помимо двигателей и аэродинамических труб и для обогащения урана. Когда американцы и французы увидели эту работу, после того, как я опубликовал эту работу, меня тут же пригласили поучиться в Принстоне. Там еще и Сорбонна была.

посмотрите, вот здесь была лаборатория Эйнштейна

Липатов:

Получив такое приглашение, я согласился, интересно было съездить в Америку. Когда я попал на собеседование в посольство США, они меня мурыжили часа два – всё время спрашивали, а где это применяется, для чего это нужно. Дали мне визу за день и коллеги из ЦАГИ говорили: всё, мы тебя больше не увидим. Когда я туда приехал, тут же начались предложения – посмотрите, вот здесь была лаборатория Эйнштейна, вот мы можем вам напротив выделить тоже лабораторию, занимайтесь только своим делом. Всё было интересно. Хочется отметить, что у американцев есть комплекс – отсутствие истории и они всё пытаются делать под старину: вся зона, где стоит Принстон сделала под средние века. На самом деле всё это новодел. Мне предложили там работать, но я сказал: спасибо, ребята, я всё понял и с вами поработаю. Посмотрел, что у них есть, провел несколько исследований по обтеканию планера.

Как ведется разработка в США?

Липатов:

Хочу отметить развитость инфраструктуры: при кампусе присутствует целый городок компаний-стартапов, которые все увязаны в единый оборонзаказ. Приходит заказ на большую разработку огромной компании, распределяется этот заказ среди вузов, всё в единой сети, в ней же находятся и студенты. Их выпускные работы делаются по некоему стандарту, после чего они приходят либо в компанию-разработчик, либо открывают свой стартап. Как ведется разработка в США? Ведется, в том числе, при помощи искусственного интеллекта. Американцам удалось стандартизировать подход к анализу данных: они смогли создать некий шаблон по представлению документов, некий ГОСТ. Он находится в электронном виде, и вы можете в виде ссылок – тэгов, видеть профильные картинки, характеризующие то, что вы делали.

как надо пройти цикл сертификации

Липатов:

На втором курсе мы создали студенческое конструкторское бюро: мы хотели сделать аппарат, который как в Америке – приходите в гипермаркет и можете там купить самолет, но вы его сами собираете, потом он становится сертифицированным. Мы хотели сделать такую же штуку. В 2006-м году мы полностью смоделировали такой летательный аппарат. Но нам сказали: ребята, 200 000 долларов и мы вам его сертифицируем. Для ребят, которые питались одной тушенкой, это звучало смешно. Да и на Физтехе нужно постоянно учиться. Я для себя такой пунктик составил, что нужно создать такую структуру у нас в стране, чтобы могли такие ребята прийти: чтобы им рассказали, как надо пройти цикл сертификации. Чтобы выдали им шаблонный документ. И надо, чтобы это была полностью автоматизированная система. Вот такую структуру я пытаюсь создать внутри технополиса Москва для сверхмаленьких аппаратов.

Вопросы из аудитории были и профессиональные, и наивные.

Расскажите подробнее про студенческие годы.

все мои проекты связаны с авиацией и космосом

Липатов:

Я об этом не упомянул, на Физтехе образовалась такая организация – Союз активистов МФТИ. К сожалению, на Физтехе она не существует. В один момент я понял, что должен возглавить эту организацию на своем факультете. Что мы с ребятами делали? Основной посыл был – в свое время мы вместе с Ильей Клабуковым приложили руку к созданию Фонда перспективных исследований: мы писали в правительство постоянно письма, что нужно создать аналог Управления перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA). Переводили документацию, переводили кучу литературы, докладывали её в деканате, везде, где только можно. Говорил: вот за счет чего делается технологический прорыв. Так, постоянно обивая пороги, люди смотрели на нас и говорили: парни говорят дело, спрашивали – а вы что с этого хотите? Мы говорили: просто хотим, чтобы эта штука была. Потом и создали Фонд перспективных исследований. Вот эта организация — Союз активистов МФТИ, — меня зарядила на то, чтобы всегда двигаться вперед, не просто сидеть в общаге и гамлить, а вдумчиво распределять свое время; вдумчиво относиться к своему делу, знать, какая цель итоговая. Я стал лучше понимать, зачем я здесь. В итоге моя цель обретала большее количество подцелей, но смысл оставался один и тот же – все мои проекты связаны с авиацией и космосом.

Где вы будете строить свой частный космодром?

Липатов:

Я с этим вопросом каждый день засыпают и просыпаюсь. Но пока вопрос открытый. Может быть, я его буду просто в воздухе делать.

Что подкупает в герое лекции? Напомню всем, что герои (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — класс персонажей греческой мифологии, дети божества или потомки божества и смертного человека. Так вот, главный герой лекции не лукавил, когда говорил:

Сам я верю, что мы можем не только обогнать американцев, но и вообще задавать тон в системах с искусственным интеллектом. Когда меня спросили: Михаил, а почему вы в Америку не уехали, я просто ответил, что родину люблю. Дед у меня дважды герой Советского Союза. Летчик. Мы все здесь объединены одной целью – создать новое движение вперед! Надо всегда не забывать, что государство в нас вложило, чтобы мы стали теми, кем являемся. Надо для себя ставить цели довольно высокие, чтобы хоть чего-то добиться – я лично с детства хотел быть похожим на Королева.

Как ответить герою. Лучше словами Эзопа: «Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются».

Фото Николая Демчука и Ольги Бацокиной


Теги:, , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Error: Access Token is not valid or has expired. Feed will not update.
This error message is only visible to WordPress admins

There's an issue with the Instagram Access Token that you are using. Please obtain a new Access Token on the plugin's Settings page.
If you continue to have an issue with your Access Token then please see this FAQ for more information.

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2018 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.