ШКАЛА КУЗЬМИЧЕВА. МАГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. 11 БАЛЛОВ. ПОЧЕМУ МЕНЕДЖМЕНТ ТАКАЯ ДОРОГАЯ НАУКА

Опубликовал Андрей Кузьмичев от . Опубликованно в Библиоклип

Владимир Иванович Коннов, представляющий МГИМО МИД РФ, пишет в статье Столкновение интересов научных элит в условиях глобализации (Сравнительная политика. 2018. №2 )о развитии европейской науки и выводит две стратегии. Первая, локальная, привлекает «исследовательские центры, финансово зависимые от государства, а также университеты, получающие основное финансирование из государственного бюджета». Вторая, уже глобально ориентированная, характерна, по мнению автора, «для университетов «мирового уровня», способных работать на английском, пользующихся популярностью у зарубежных студентов и ведущих исследования, которые представляют интерес для транснациональных корпораций». После этого следует важный вывод о том, что столкновение двух стратегий «является одной из ключевых проблем построения Европейского исследовательского пространства (ЕИП) – структуры, в рамках которой должны быть согласованы и объединены в общую систему все инструменты финансирования научных исследований, существующие в Европе». Для чего автор использует термин стратегия не совсем понятно, ведь это менеджмент, а не финансы. Именно о менеджменте я писал в публикации «Дорогая наука» в газете Ведомости 01.12.2004, №221 (1261)

Джон Миклтуэйт, Адриан Вулдридж.

Магия менеджмента. — М.: ACT; Транзит — книга, 2004. — 414 с.

И начал так:

Лучшие из книг те, которые дают больше всего пищи для размышлений — и при этом на самые различные темы, полагал Анатоль Франс. Именно к этому классу относится книга Джона Миклтуэйта и Адриана Вулдриджа. Взяв ее в руки, читатель сразу же узнает, что она, по версии Financial Times, «…написана ярко, в стиле, характерном для журналистов The Economist, и станет путеводной нитью среди сотен книг менеджеров, королей менеджмента и консультантов по менеджменту». Правда, версия отечественных издательств, сообщающих о достоинствах книги лишь на обложке, гораздо скупее: при подготовке книги почему-то забыли указать ее полное название — The Witch Doctors: Making Sense of the Management Gurus. Более того, издатели почему-то думают, что читателю вовсе не интересно узнать, что это первый, но не единственный труд вашингтонско-лондонского дуэта: в их багаже еще два бестселлера — Future Perfect: The Essentials of Globalization и The Company. A Short History of a Revolutionary Idea. Книгу стоит прочесть хотя бы потому, что авторы убедительно ответили на один, но очень важный вопрос: почему менеджмент такая дорогая наука.

Первый их аргумент: «Сами по себе гуру — всего лишь видимая верхушка огромного айсберга менеджмента, состоящего из школ бизнеса, консалтинговых компаний и большей части деловой прессы». Он подкреплен анализом индустрии менеджмента последних десятилетий минувшего века. Язвительно указуя на шарлатанов, «пришедших в теорию менеджмента только потому, что среди консультантов-сексологов и диетологов им не нашлось места», Миклтуэйт и Вулдридж описывают «знахарей» менеджмента как хирургов, пытающихся «отделить хорошее (во всяком случае, значительное) от плохого и не относящегося к делу…».

Второй аргумент состоит в том, что жизненный цикл «управленческой идеи сократился с десяти лет до года, а то и того меньше». В выигрыше остаются «только теоретики — с каждым днем они становятся все богаче». Все это происходит потому, по мнению авторов, что они, «как советские бюрократы, живут в двойном мире — реальном и мире официальной идеологии. Они говорят о «полномочиях», но сами же по привычке их придерживают или объявляют о «реинжиниринге» компании, в действительности лишь увольняя часть низкоквалифицированных рабочих». Кстати, просвещая читателей о возникновении «реинжиниринга», авторы напоминают, что теория была «продуктом двух расположенных неподалеку друг от друга организаций в Кембридже, штат Массачусетс, которые взращивают идеи и сотрудников друг для друга» («Си-эс-си индекс» — консалтинговое подразделение гиганта «Компьютер сайенс корпорейшн» и Школа менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте).

Третий аргумент связан с тем, что, перейдя границы европейской цивилизации, теория менеджмента активно развивается в Азии, где появилось новое поколение японских теоретиков и успешно «плетутся» бизнес-сети, созданные китайцами. Четвертый аргумент понятен и в России, где в наши дни «трудно пройти по коридорам власти, не услышав новый, устрашающий язык». Термины «управление методом оценки эффективности», «аутсорсинг нестержневых компетенций», «измерение переговорной эффективности» и т. д. «стали привычными».

Впрочем, этими аргументами доводы журналистов о богатой науке не исчерпываются. В книге масса находок, остроумно высмеивающих деловую литературу. «Побрейтесь наголо, соберите воедино несколько мыслей, доводивших до истерики вашу бывшую подругу, или несколько прочитанных статей о демографических тенденциях, придумайте яркий заголовок вроде «Откройте свою душу. Супертенденции-2010», и при определенном везении и жуткой нервотрепке вам, может быть, удастся купить уже собственный остров», — пишут они. Что купили Миклтуэйт и Вулдридж на гонорар от этой книги, неизвестно. Зато точно известно, что им нравится фраза Махатмы Ганди: счастье — когда то, что вы думаете, говорите и делаете, находится в гармонии друг с другом.

ЦЕННЫЕ МЫСЛИ

Авторы напоминают об отце «научного менеджмента» Фредерике Тейлоре, книги которого в начале XX в.  расходились миллионными тиражами, а консалтинговая компания за день работы брала $ 35—630 долл. (в нынешних ценах). Отлично зная предмет своего журналистского расследования, они уместно ссылаются на теоретиков. В частности, они приводят высказывание Питера Друкера — люди используют термин «гуру» только потому, что не хотят употреблять слово «шарлатан», и напоминают читателю, что на стене Генри Минцберга, любимого автора Тома Питерса, висит высказывание: «Чем выше забирается обезьяна, тем больше виден ее зад». Не менее поучительны их экскурсы о продвижении теории менеджмента в странах бывшего советского блока. Описывая школы бизнеса в Москве, они приводят такой пример:

Одному западному бизнесмену пришлось повысить голос на новичка в его компании, который постоянно повторял сокращения, например, ЕБИТ (ЕВIТ — аббрев. от англ. Earnings Before Interest and Taxes), что было дважды нецелесообразно: во-первых, бизнесмен не знал русского значения этого слова, и во-вторых, оно было сложено из первых букв совершенно незначащих слов.

О книгах по бизнесу

Когда-то профессора школ бизнеса гордились тем, что лишь крошечная аудитория способна понять специфичный язык их идей. Сейчас такие авторы, как Розабет Мосс Кантер (профессор Гарвардской школы бизнеса) и Джеффри Пфеффер (профессор Стэнфордской школы бизнеса), сознательно пишут доступным широкому читателю языком и разрешают своим издателям проводить громкие рекламные кампании с рекламной упаковкой, раздачей автографов и хорошими отзывами известных бизнесменов.

Кто еще зарабатывает на менедженте?

Милктуэйт и Вулдридж пишут о том, что гуру менеджмента, не единственные в этом мире, кто обогатился за счет этой науки. В качестве примера они пишут о карикатуристе Скотте Адамсе — авторе Дилберта и Догберта — сумевшего заработать миллионы долларов на шутках над теоретиками менеджмента и их работами. Оказывается, к середине 1997 года книга «Принцип Дилберта» уже более года находилась на первых позициях в списке бестселлеров Business Week. Тот же вывод относится, по сути, к «Секретному справочнику Догберта по менедж­менту».

ОБ АВТОРАХ

Оба автора пишут для The Economist. Джон Миклтуэйт (John Micklethwait) отвечает за освещение событий в США. Он живет в Лондоне. Адриан Вулдридж (Adrian Wooldridge) работает в Вашингтоне, округ Колумбия.

См. подробнее:

http://www.namebase.org/sources/fQ.html

http://www.randomhouse.com/catalog/display.pperl?isbn=0679642498

 


Теги:, , , ,

Обратную ссылку с вашего сайта.

Андрей Кузьмичев

профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра "Экономика и организация производства"; руководитель Клуба инженерных предпринимателей; научный руководитель Летней школы инженерного бизнеса КЛИППЕР; заместитель директора НОЦ "Контроллинг и управленческие инновации"

Комментарии:

Оставить комментарий

Наши новости в Instagram @clip_russia

Error: Access Token is not valid or has expired. Feed will not update.
This error message is only visible to WordPress admins

There's an issue with the Instagram Access Token that you are using. Please obtain a new Access Token on the plugin's Settings page.
If you continue to have an issue with your Access Token then please see this FAQ for more information.

Контакты

Клуб инженерных предпринимателей

НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес: Москва, ул. 2-я Бауманская, д.5, стр. 1. МГТУ им. Н.Э.Баумана, корпус МТ-ИБМ, ауд. 518

E-mail: cmi(a)bmstu.ru, info(a)clip-russia.ru

Телефон: +7 (499) 267-17-84

clip.bmstu.ru, clip-russia.ru

Защита авторских прав

© 2012-2018 КЛИП — Клуб инженерных предпринимателей НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При использовании материалов сайта активная ссылка на http://clip-russia.ru обязательна.

Пользовательское соглашение — политика конфиденциальности

Подписка на новости

Не чаще одного раза в неделю мы отправляем дайджест с анонсами мероприятий и свежими материалами.